Через четыре-пять лет внутренние водные пути откроют для иностранных судов Этого требуют условия вступления России во Всемирную торговую организацию. Смогут ли составить достойную конкуренцию чужеземцам российские судоходные компании - вопрос не праздный.
Средний возраст отечественного флота, по свидетельству директора Верхне-Волжского ФГУ "Российский речной регистр" Валерия Лобастова, превышает четверть века, и поэтому суда требуют серьезного обновления. Они должны быть надежными, безопасными и максимально автоматизированными. От срока окупаемости напрямую зависят и возможности обновления флота.
- Только тогда компании будут готовы вкладывать деньги в новое строительство, - подчеркнул он.
С этим трудно не согласиться. Не далее как два дня назад ОАО "Борремфлот" спустило на воду танкер "Академик Блохин", переоборудованный из сухогруза. Заказчик - ООО "АБ-НН" - вложил в этот проект 25 миллионов рублей. На большее чем переоборудование старых судов многие российские компании пока не тянут. Не заработали. То же "Волжское пароходство", крупнейшее, по крайней мере, в европейской части России, заканчивая контракт на постройку серии "Русичей" на Окской судоверфи, в перспективе видит заказ только на одно судно, которое по проекту одесского КБ должны построить в Италии. Проект, кстати, оказался далеко не безгрешным и нуждался в значительной корректировке.
А тем временем "Красное Сормово" продолжает плодотворное сотрудничество с иностранцами. Портфель заказов полон. Соответствие цены и качества работы сормовичей уже оценили азербайджанцы, киприоты, турки. Во вторник, например, подписан акт приема-передачи заказчику - судоходной компании Palmali - третьего морского многоцелевого сухогрузного теплохода типа "Еврокруизер" проекта RSD17 Shirvan. В самое ближайшее время он пройдет мимо родного сормовского берега на Черное море под погрузку зерном в один из мальтийских портов. Четвертое судно этой серии уже стоит на достройке в заводской гавани, пятое будет спущено со стапелей через несколько дней. На очереди - десять химовозов для той же Palmali и четвертый танкер для итальянской фирмы Pietro Barbaro S.A..
Вот такое ВТО: мы строим для итальянцев, итальянцы - для нас. Кто кого перестроит и кто кого опередит в гонке за прибылью?
Дмитрий АРГУНОВ.