Фиксированные цены на продукты отпущены на волю

Фиксированные цены на продукты отпущены на волю

Поход в магазин за продуктами чем-то напоминает поход к стоматологу. В прежние времена дантисты при лечении и удалении зубов часто применяли так называемую в народе заморозку. Пациентам тяжелее было переносить даже не само лечение, сколько период, когда обезболивающее средство перестает действовать. Ситуация с ценами на продукты питания так и напрашивается на эту аналогию.

Себя не обидели

"НН" уже рассказывали, что в марте крупнейшие торговые сети по своей инициативе на два месяца заморозили цены на социально значимые продукты. Теперь покупателям предстоит ощутить на себе результаты их разморозки. Хотя некоторые ретейлеры (например, "Ашан") решили продлить ценовой мораторий до конца июня, другие же торговые сети с середины мая зафиксированные на март - апрель цены на мясо кур, говядину, мороженую рыбу, молоко, сахар, соль, подсолнечное масло, крупы, картофель, капусту, морковь, яблоки и т.д. разморозили.
Однако, по мнению экспертов, торговые сети от заморозки много не потеряли. Хотя бы потому, что на тот момент основное повышение цен (двукратное) уже произошло, в том числе и на социально значимые продукты, и фиксировали цены на их максимуме. Отыгрывались торговые сети еще и на других продуктах, не входящих в перечень социально значимых. Стоимость их не отслеживается надзорными органами - ФАС, прокуратурой и Роспотребнадзором. Понятно, что человеку помимо макарон, круп, яиц хочется кофе, колбаски, сыру, сладостей… Что-то из не попавшего в перечень подконтрольных продуктов он обязательно прикупит, зайдя в магазин.
Наш регион минула еще одна напасть, которую выявила Генеральная прокуратура, - ценовой сговор на рынках сахара, мяса птицы, свинины, куриных яиц и хлеба. В Ставрополье оштрафованы две птицефабрики, на Алтае - закупщики молока, в Новосибирске - две оптовые компании, поставляющие гречку. Выявлены факты нарушений в ценообразовании на детское питание в районах Крайнего Севера. В ряде регионов в магазинах обнаружилась запрещенная к ввозу в Россию продукция. Тем не менее и у нас областной прокуратурой были выявлены факты необоснованного завышения цен некоторыми магазинами крупных торговых сетей.
Еще зимой резко взлетели цены на картофель, лук, морковь, капусту: кое-где - до двух раз. Кроме того, в полтора раза подорожала гречневая крупа, рыба - тоже до 50 процентов, сахар - почти на 60 процентов.

Золотые куры и те же яйца

Как констатирует Нижегородское УФАС, за последний месяц подорожали сливочное масло (на 1 процент), черный чай (4,23), курица (5 процентов), куриная грудка (6,7) и мука (7,42 процента). Опять полезла вверх "оскандалившаяся" гречка (4,22 процента). Прибавили в цене картофель (11,4 процента), капуста свежая белокочанная (5,5), лук (1,4 процента). А ведь все эти продукты - из списка "замороженных". Подпадали под эту категорию и куриные яйца, стоимость которых дополнительно ограничивалась еще и перед Пасхой. Теперь же они заметно (на 3,66 процента) выросли в цене, компенсировав недополученную прибыль.
Многие из экспертов высказывают опасения, что по окончании моратория цены устремятся вверх, как это было уже в 2008 году. Эти опасения усиливают утверждения ретейлеров, что поставщики на продукцию устанавливают новые, более высокие цены. Корреспонденты "НН" обзвонили ряд крупных региональных производителей продуктов питания и выяснили, в частности, что охлажденную курятину те отпускают в среднем по 90 рублей за килограмм, а мороженую - по 85 - 87 рублей. Управление Федеральной антимонопольной службы по Нижегородской области зафиксировало, что средняя стоимость килограмма курятины составляет 135 рублей. Покупателей же встречают ценники на эту продукцию до 180 рублей и выше.
Сегодня среднестатистическая нижегородская хозяйка, как подсчитали эксперты, оставляет в магазинах за один поход не меньше тысячи рублей.

Горе луковое

Если говорить о рекордсменах роста цен с начала года, то, по данным Нижегородского УФАС, лидером является репчатый лук. С января он подорожал на 36 процентов. На втором месте - пшено (32,2 процента). Замыкает тройку самых "ценных" продуктов мука (31,4 процента). Дышит ей в спину белокочанная капуста - 30,7 процента. На 26 - 28 процентов подорожали с начала года также мороженая неразделанная рыба, чай черный байховый и рис. От 20 до 25 процентов подскочили цены на подсолнечное масло и гречку. Это то, что касается продуктов из социальной группы.
В мае на прилавках традиционно появляются первые свежие овощи и ягоды, цены на которые сначала устанавливаются предельные, а потом они постепенно снижаются. В этом году такой динамики наблюдать не приходится. Так, килограмм клубники, как и два месяца назад, стоит около 300 рублей. Огурцы остановились на ценовой планке в 130 рублей. Импортные помидоры дешевле 150 рублей не найдешь, а доморощенные или поставленные из южных регионов страны или стран ближнего зарубежья (Азербайджан, к примеру) стоят и того дороже - от 200 до 250 рублей.
По данным нижегородских производителей сельхозпродукции, килограмм томатов у них стоит 110 рублей, огурцов - 95 - 100, редис - около 150 рублей. В 150 рублей обойдется один килограмм сладкого перца, в 135 рублей - баклажанов. 200 граммов салата стоят 32 рубля... Как же эти цены отличаются от тех, что встречают нас в торговых точках! Понятно, что продавцы устанавливают свои торговые надбавки, но, как говорится, должна быть и совесть…
Но, видимо, дефицит ее испытывают те, кто, кто торгует хлебом и хлебобулочными изделиями, тортами. Как сообщили корреспонденту на одном из хлебозаводов, торговые наценки на их торты в торговых сетях составляют 40 процентов и более. Наценка на сдобу доходит до 30 процентов. При этом килограмм муки пшеничной высшего сорта стоит у оптовиков 15,5 рубля, ржаной - 9,5 рубля. В розницу та же пшеничная мука стоит порядка 38 рублей, ржаная - 24 рубля за килограмм.
- В сельском хозяйстве многое зависит от погоды, в том числе объема и качества урожая, - отмечает Александр Золотов, доктор экономических наук, декан повышения квалификации и профессиональной подготовки ННГУ имени Н.И.Лобачевского. - Кроме того, цены на овощную продукцию зависят от затрат производителя (самые основные из которых - ГСМ и электроэнергия), от размера и процента банковского кредита. Сейчас курс рубля и цены на нефть стабилизировались. Однако вернуться к докризисным позициям прошлого года не удалось. Подорожало все - от банковских кредитов до стоимости ГСМ. Разве что в конце августа - середине сентября подешевеет картофель нового урожая, цена на который в иных торговых точках доходит до 50 рублей за кило.
По предварительным оценкам специалистов, цены нового урожая в конце августа - середине сентября будут выглядеть примерно так: картофель - 20 - 25 рублей за 1 кг, капуста - около 30 рублей, свекла - 20 - 25 рублей, морковь - 25 - 27 рублей, лук репчатый - 30 рублей за 1 кг. И они серьезно отличаются от прошлогодних в сторону увеличения.

Ольга АБРАМОВА.

Комментарии

Яна МОГИЛЕВА, менеджер по региональным коммуникациям "Ленты":
- Заморозка цен у нас завершилась 10 мая. Но мы по-прежнему будем предлагать нашим покупателям широкий ассортимент по доступным ценам. В связи с укреплением курса рубля ведем активные переговоры с поставщиками о понижении отпускных цен по широкому ассортименту товаров. Регулярно проводим промоакции, реализуем социальные программы, сотрудничаем с локальными товаропроизводителями. В конце прошлого года запустили линейку товаров "эконом" в категориях "молочные товары", "овощи и фрукты".
Наша программа "Социальная карта", владельцами которой сегодня являются более 700 тысяч жителей России, предоставляет дополнительные скидки для социально уязвимых категорий граждан до 13 процентов на 90 наименований товаров. Отмечу, что список товаров с фиксированной ценой совпадает со списком товаров программы "Социальная карта". Мы решили сосредоточиться на развитии нашей социальной программы и продолжить работу с партнерами по стабилизации цен.

Мария КУРНОСОВА, директор по внешним коммуникациям "Ашан Россия":
- Компания "Ашан" продлила заморозку цен до конца июня на 20 социально значимых продуктов. Сюда входят баранина, говядина и свинина (кроме бескостного мяса), греча, куры (за исключением окорочков), масло подсолнечное и сливочное, молоко, мука пшеничная, пшено, рис, рыба мороженая неразделанная, сахарный песок, соль, хлеб и булочные изделия, чай черный байховый, яйцо куриное, вермишель и спагетти. Как и ранее, цены заморожены на повышение. При понижении закупочных цен будут автоматически понижаться и продажные.
За два месяца заморозки во всех гипермаркетах "Ашан" продажные цены на ряд позиций удалось понизить до 20 процентов. Это значит, что наши поставщики отнеслись с пониманием к ситуации, сдержав и даже понизив цены, а нашей компании удалось и в этой непростой ситуации обеспечить наличие приемлемых цен для клиентов. Решение о дальнейших шагах будет принято в конце июня.

Олег ПОЛЕТАЕВ, начальник управления по связям с общественностью X5 Retail Group:
- Мы поддержали инициативу АКОРТ о введении специальных мер по сдерживанию роста цен на социально значимые товары и зафиксировали цены до 27 апреля. Акция по заморозке цен охватывала временной интервал до начала очередного сельскохозяйственного сезона, во время которого производители традиционно снижают цены на свою продукцию. Сейчас рублю удалось отыграть потерянные позиции, что также является реальной предпосылкой к снижению цен поставщиков. Сегодня мы ведем переговоры с производителями о снижении отпускных цен, что позволяет корректировать и наши розничные цены в сторону понижения. Главные программы поддержки покупателей в конце весны приурочены к 70-летию Великой Победы. В гипермаркетах "Карусель" с 7 по 20 мая при покупке двух одинаковых товаров, участвующих в акции, скидка на второй составляет 70 процентов. Аналогичная акция проходила в супермаркетах "Перекресток", при этом каждую неделю список товаров, участвующих в акции, обновляется.

Компетентно

Михаил ТЕОДОРОВИЧ, руководитель Нижегородского УФАС:
- С начала года цены прыгнули, зависли, потом начался отскок, плавное снижение. Эта тенденция продолжается. Наш мониторинг говорит о том, что нервозность уменьшается, оценки рисков торговли для поставщиков и производителей снижаются. В итоге покупатель начинает получать свою премию в виде снижения цены. "Пляски с бубнами" в виде заморозки цен, акций и еще каких-то вещей, наверное, кого-то впечатляют, но не нас. Факты - вещь упрямая. Продавцы хеджировали риски, и отсюда был рост цен. Когда мы говорим про заморозку, это вовсе не значит, что продавцы снижают собственную выручку - они снижают собственную закладку на риск. Кто-то будет продлевать заморозку, кто-то - нет. Но не надо это расценивать как жест доброй воли. Это всего лишь естественная реакция торговых сетей на новую рыночную реальность. А заморозка - один из способов покаяться в старых грехах.

Следите за нашими новостями в удобном формате