Из 24 проб, отобранных на 14 нижегородских автозаправках, 14 не соответствуют требованиям Техрегламента, а значит, низкого качества. В одном случае содержание серы при норме 50 мг/кг топлива превысило аж в 100 раз! Нередко результаты анализа позволяют предположить, что на заправочной станции под видом Евро-5 торгуют бензином классом ниже, тем самым обманывая потребителя и вынуждая его переплачивать.
С подачи президента
Таковы промежуточные результаты проверок качества бензина и дизельного топлива, которые реализуются потребителям на АЗС в регионе. Масштабные проверки проводятся по всей стране по поручению президента РФ Владимира Путина и направлены на усиление государственного контроля за соблюдением требований Технического регламента Таможенного союза 013/2011 "О требованиях к автомобильному и авиационному бензину, дизельному и судовому топливу, топливу для реактивных двигателей и мазуту".
Для отбора проб на автозаправочные станции Приволжского федерального округа выходят сотрудники прокуратуры и специалисты Приволжского межрегионального территориального управления (ПМТУ) Росстандарта. Отобранные пробы отправляются на экспертизу в испытательный центр "Нижегородиспытания".
- В первую очередь проверяем физико-химические характеристики топлива, - сообщил руководитель испытательного центра Даниил Киреев. - В пробах бензина (марки АИ-95-Евро 5, АИ-92-Евро 5, АИ-95-Евро 4) определяем содержание серы и массовую долю бензола. Дизельное топливо проверяем также на содержание серы и определяем температуру его вспышки в закрытом тигле.
По словам руководителя центра, использование некачественного топлива может привести к неисправности автомобиля. Повышенное содержание серы, например, образует агрессивные вещества в продуктах сгорания и может привести к коррозии деталей аппаратуры или вывести из строя двигатель. Если температура вспышки ниже нормы, возникает пожарная опасность работы с топливом, это уже угроза жизни и здоровью пассажиров, которые находятся в автомобиле. Плюс негативное воздействие на окружающую среду в то время, когда продукты сгорания такого бензина массово попадают в воздух.
Кстати, в лабораторию испытательного центра обращаются и сами заправщики - люди дорожат репутацией и хотят знать, бензин какого качества приобретают у производителя. Опасения их не безосновательны. Из 49 проб бензина и дизтоплива, взятых на 32 АЗС, работающих в Нижегородской, Кировской областях и Чувашской республике, более 50 процентов не выдержали требований Техрегламента.
Правоту помогут доказать
Автомобилистам эксперты центра советуют обращать внимание на тот бензин, который они приобретают на АЗС. В первую очередь грамотного потребителя должен насторожить резкий запах топлива, заливаемого в бак машины.
- Если произошла поломка автомобиля, а его владелец предполагает, что это связано с использованием бензина низкого качества, человеку можно доказать свою правоту, - говорят в испытательном центре. - Следует обратиться к официальному дилеру, который даст заключение, что неисправность возникла вследствие использования некачественного бензина. Также необходимо взять пробу бензина непосредственно из бака автомобиля и провести испытания в аккредитованной лаборатории. При этом обязательно иметь при себе кассовый чек с АЗС, присутствие свидетелей при приобретении топлива - дополнительный плюс.
После этого потребитель может обратиться в прокуратуру или в ПМТУ Росстандарта. По заявлению потребителя прокуратура инициирует внеплановую проверку автозаправочной станции. Пробы бензина с проверки исследуют в испытательном центре "Нижегородиспытания". Аппаратура, которая находится в центре, позволяет провести исследования проб топлива на содержание серы, массовую долю бензола и определить температуру вспышки за считанные минуты. Далее - суд.
По результатам масштабных проверок автозаправочных станций нарушителям будут выданы предписания об устранении нарушений и вынесены постановления о наложении административных штрафов в отношении юридических и должностных лиц. Как правило, в роли ответчиков выступают владельцы АЗС.
Евгений МАТВЕЕВ. Фото Александра ВОЛОЖАНИНА.