Внешне этот несчастный человек напомнил автору данных строк Эдмона Дантеса после его бегства из камеры-одиночки замка на острове Иф. Такая же окладистая борода, запах давно немытой человеческой плоти и непреодолимое желание хотя бы после всего пережитого найти свое местечко в нашем не самом совершенном мире. Так же, как и у персонажа романа Александра Дюма "Граф Монте-Кристо", у Вячеслава Белямова была своя Мерседес. Правда, это было уже после развода со своей законной женой…
"Заложница" Светлана
- Хорошо еще, что я полностью ослеп и теперь окончательно пришел к Богу, иначе бы, вернувшись с зоны, я бы ей обязательно отомстил, - признался Вячеслав Иванович как-то раз своему опекуну.
С этой дамой он встретился на дне рождения у ее тетки и почему-то решил, что из них получилась бы прекрасная пара. С мужем молодая женщина не жила, но растила маленькую дочку.
- Я пригласил ее съездить в Москву, и она не отказалась, - вспоминает наш герой. - Это было в далеком 2004 году. Потом еще съездили, а вот когда в 2007-м мы в третий раз укатили в столицу, ее муж внезапно проявился - отчего-то начал искать свою супругу. Обратился он не в обычную полицию, а сразу в Волго-Вятский РУБОП, где у него, видимо, были знакомые. Помню, возвращаюсь я в Нижний, а меня вяжут и везут в каталажку на площади Сенной.
По словам Вячеслава, выяснилось, что Светлана (назовем ее так) невольно подложила ему свинью. Она выдумала, что Вячеслав насильно усадил ее в машину и вывез в Подмосковье, где держал в качестве заложницы.
- Сейчас я на нее зла уже не держу, - признается мужчина. - Понимаю, что ей и в самом деле нужно было как-то оправдаться перед мужем. Она не понимала, чем мне все это аукнется.
Вячеславу, как он сам говорит, впаяли "тяжкую" статью 126 УК РФ, карающую за похищение человека, и суд определил ему в наказание 8 лет колонии строгого режима.
На зоне новоиспеченный зэк пытался обжаловать приговор, но тщетно. Поскольку с работой в ИК Варнавинского района в ту пору было сложно, Вячеслав стал бесплатно помогать батюшке в тюремной церкви. Там он и приобщился к православной вере, которая учит прощать своих врагов.
В полном мраке
Трагедия настигла Вячеслава в 2010 году, когда он внезапно ослеп на один глаз. Но какая медицина в колонии? А в марте 2014-го перестал видеть и другой глаз. Мир для не старого еще мужчины сузился до вечного мрака, в котором нет ничего, кроме воспоминаний.
- В 2014 году Вячеславу Белямову дали 2-ю группу инвалидности, - рассказывает его опекун из общественной организации "Инватур" Андрей Буланов. - Необходимо было оформить хоть какую-то пенсию. Однако в тот момент в колонии проводилась реорганизация, и заняться данным вопросом было некому. Вспомнили о Белямове уже в этом году, когда на место ушедшего сотрудника пришел другой.
По словам Андрея Сергеевича, тогда решалось, назначить Вячеславу Ивановичу социальную пенсию или же трудовую, по инвалидности. Сотрудница колонии нашла у инвалида стаж: когда-то он работал водителем трамвая. После этого можно было оформлять уже пенсию трудовую.
- Но тогда Вячеслав уже сам начал отказываться ставить свою подпись под любыми документами, - говорит Андрей Буланов. - Решил, что может вслепую подписаться под "бумагой", которая на воле оставит его без квартиры. Тогда в качестве гаранта того, что в действиях администрации колонии нет никакого криминала, выехал я как заместитель председателя Общественной наблюдательной комиссии области. Зачитал Вячеславу Ивановичу документ, и он его спокойно подписал. И после этого ему была назначена пенсия. 5 марта у Вячеслава истекал срок заключения, а 19-го у него заканчивался срок инвалидности по 2-й группе, - вспоминает Буланов. - И выйди он "по звонку", вряд ли бы смог на свободе самостоятельно продлить его. Спасибо ГУФСИН и руководству Варнавинской колонии, что оно пошло навстречу и оставило Вячеслава у себя на несколько дней дольше. За это время ему не только продлили инвалидность до пожизненной, но и оформили 1-ю группу.
Таинственные наследники
Если вернуться к сравнению Вячеслава Белямова с узником замка Иф, то можно сказать, что в его жизни был и свой отец Фариа. И даже не один.
Батюшка из тюремной церкви познакомил Вячеслава с настоятелем Крестовоздвиженского храма в Лыскове отцом Сергием. Богомольцы помогли мужчине добраться до прихода церкви, где Вячеслав провел, как сам считает, свои лучшие месяцы в жизни - в молитвах и посильном труде. Там же его научили ориентироваться в пространстве с клюкой для незрячих, обращаться за помощью к случайным людям.
А когда пришла пора возвращаться в квартиру своих родителей, что в поселке Сортировочном областного центра (это произошло буквально пару недель назад), то Вячеслав обнаружил, что входная дверь в его двухкомнатное жилье выбита и лежит на полу.
Провожатые выяснили у соседей, что, пока тот был в колонии, объявилась какая-то шустрая парочка молодоженов, которая назвалась его наследниками. "Нам сказали, что Белямова убили на зоне, и мы оформляем его квартиру на себя и будем делать в ней ремонт…" - объяснили тогда соседям незнакомцы.
Что это были за люди, если у Вячеслава Ивановича на всем белом свете не осталось близких, теперь вряд ли кто уже узнает. Но молодой человек с девушкой действительно лихо взялись за ремонт. Они снесли межкомнатные стены, поснимали подвесные потолки, унитаз и ванну, выбросили практически всю мебель. Сегодня гостю здесь негде даже присесть - нет стульев.
- Вот мой замок, - невесело произносит Вячеслав Иванович, указывая на царящую в квартире разруху. - Ни умыться, ни воды набрать, ни что-то сготовить - газовую колонку и плиту я сам не включаю: страшно... На днях приходили люди из социальной помощи - обещали два раза в неделю помощников присылать.
- Знаете, как трудно инвалиду самостоятельно обратиться за помощью в управление соцзащиты? - продолжает опекун Вячеслава Андрей Буланов. - Когда я первый раз приводил его в здание на улице Июльских дней, с него потребовали кучу справок - о составе семьи и так далее. А для того, чтобы заменить ему паспорт (в колонии ему выдали документ с какими-то исправлениями и ошибками), нам пришлось ехать в Выксу и там получать копию свидетельства о браке, после чего в новом паспорте появился штампик о его расторжении. И это в век Интернета, когда достаточно нажать на кнопку, чтобы любые документы проделали сотни километров за одно мгновение! Однако в УФМС отправили слепого человека в другой город…
И не жил, но задолжал
Когда все документы были восстановлены, выяснилось, что за квартирой Вячеслава числится очень большой долг по коммунальным платежам.
- Хотя есть же исковая давность, - удивляется наш собеседник. - Кроме того, эти долги должны были пересчитать, как я понимаю, ведь он фактически не проживал в квартире. Мы, конечно, помогли Вячеславу подать заявление, и ему какую-то часть долга, видимо, скостили. Однако сумма все равно еще очень большая…
Пока у Вячеслава Ивановича оставались еще какие-то деньги от пенсии, он сразу купил новый унитаз и кафельную плитку в туалет.
- Я попросил в ЖЭУ, чтобы мне все это поставили, но коммунальщики посчитали укладку плитки занятием для себя обременительным, - объясняет инвалид. - Буду надеяться, что они передумают. А из социальной защиты на днях ко мне приходили сотрудники, произвели обмер помещений в квартире и составили смету для ремонта. Не забывает меня и родная церковь. Сегодня из храма Смоленской Божьей Матери, что в Гордеевке, были люди, принесли мне чай, пряники и еще что-то для трапезы.
Несмотря на все испытания, инвалид надеется, что его жизнь сделала поворот в лучшую сторону, и теперь с помощью Андрея Сергеевича он ищет себе работу - есть же такие предприятия, где принимают незрячих работников.
- Никуда из квартиры, где я жил с рождения, не съеду, останусь в ней, чтобы когда-нибудь здесь и умереть, - говорит Вячеслав. - Добрые люди мне помогают чем могут. Когда я остаюсь в квартире один (а это большая часть светлого времени суток), то молюсь Богу и Пресвятой Богородице. И они направляют ко мне с помощью добрых людей…
Константин ШИШАРИН. Фото Александра ВОЛОЖАНИНА.
Кстати
Место в жизни
Андрей Буланов, который опекает инвалидов в местах лишения свободы и после выхода их на волю, сам инвалид 1-й группы с 2003 года. До той поры занимался бизнесом. Однажды на него напали бандиты, и он лишился пальцев на обеих руках.
Пока предприниматель лежал в больнице, его бизнес пришел в упадок, и он начал заново искать себя в жизни. И вскоре нашел. Рядом с его домом тогда находился офис общественной организации "Инватур".
Сегодня он участвует в самых разных проектах. Это и трудоустройство других инвалидов, и проблемы доступности среды обитания, и спорт для людей с ограниченными возможностями.
- У нас в организации есть мастерская по изготовлению резных икон для незрячих людей, - с гордостью констатирует Буланов. - Вячеслав Белямов - один из тех, кому мы подарили такую икону в колонию...