Чуть более полутора веков назад Александр Дюма-отец, овеянный славой авантюриста, любимец женщин, любитель светских удовольствий и подвигов, пожелал отправиться в Россию.
Готовый сценарий
Поначалу возникли сложности, ибо с 1840 года он был, как говорится, невъездным. Николай I лично запретил «Учителя фехтования», где писатель раскрывал некоторые тайны русского двора и вообще слишком тепло отзывался о декабристах - кстати, в частности, имевших отношение к Нижнему Новгороду. Да и если бы даже не книга: Дюма слишком активно участвовал во французских революциях 1830 и 1848 годов.
А потом, уже после Крымской войны, его пригласил к себе на свадьбу князь Кушелев-Безбородко, с семьей которого Дюма познакомился в Париже. Так началось российское путешествие писателя, продлившееся около года. Ввиду неважного состояния дорог, он перемещался по воде: спустился по Волге до Астрахани, побывав, в том числе, в Нижнем Новгороде. Затем заглянул на Кавказ и вскоре, по возвращении, написал шеститомник «От Парижа до Астрахани. Свежие впечатления от путешествия в Россию»: яркий, точный, наполненный колоритными персонажами - не книга, а практически готовый сценарий.
Недавно путевые записки Дюма взяли в оборот Питер Гринуэй – маститый режиссер, классик постмодернизма, и его муза - соавтор и супруга Саския Бодеке.
Собственно съемки картины будут проходить в следующем году, но уже сейчас съемочная команда отправилась в путешествие по маршруту Дюма-отца. Европейские гости побывают в пятнадцати поволжских городах с тем, чтобы присмотреть самые интересную и характерную, на их взгляд, натуру для предстоящей работы.
В объятиях любимых
Сам Гринуэй уже бывал в России, причем по работе - в связи со съемками скандального кино про легенду советского кинематографа Сергея Эйзенштейна, с помпой показанного на недавнем «Берлиннале». На этот раз он не приехал, доверив отсмотр натуры своей съемочной группе, возглавляемой знаменитым кинооператором Рейниром ван Бруммеленом.
В минувшую пятницу европейские кинодеятели встретились с узким кругом журналистов в кремлевском корпусе Художественного музея. Продюсер картины Пьер-Кристиан Броше сообщил, что фильм носит рабочее название «Волга», а сценарий будет отражать три событийно-временных плана: собственно российское путешествие Александра Дюма, полулегендарные истории тех лет на маршруте писателя и Волгу сегодня. Особое внимание предполагается уделить известным полотнам русской живописи. Планируется реконструкция исторических событий, анимация, необычные съемки и применение широкого арсенала современных технологий. Все это фактическое многообразие будет умещено в два с половиной часа экранного времени.
Несомненно, что в фильм войдет и дом № 16 по Большой Печерской, где жили супруги Иван и Полина Анненковы, герои романа Дюма «Учитель фехтования», и с которыми писатель впервые встретился в 1858 году, двадцать лет спустя после выхода романа в свет. Для Дюма эта встреча была сюрпризом. «У меня вырвался крик удивления, - вспоминал он, - и я очутился в объятиях супругов». Увы, какие выводы об отношении россиян к культурному наследию сделает европейская публика, глядя на плачевное состояние исторического здания?
Мария ФЕДОТОВА. Фото можно посмотреть...