Подземный переход от улицы Б.Покровской в Нижнем Новгороде к кремлю превратился в сверкающий зал. Совсем недавно в нем сделали нормальное освещение - и все! Да еще оборудовали помещение для охраны или милиции. Оказывается, все просто, но на "размышления" потребовались десятилетия .
А что другие тоннели в городе? Их сравнительно немного, если не считать связанных со станциями метро .
Самый жуткий из них - на площади Лядова. Он постоянно заливается водой, и поэтому в нем периодически наводится переправа из подручных средств в виде щитов, досок, плит. До настоящего времени на входе брошены деревянные поддоны. Порой здесь не горело ни одной лампочки, и пройти десятки метров в полной темноте по жидкому настилу, не свалившись в воду, требовало немало мужества и сноровки .
Не в лучшем положении и тоннель через улицу Советскую перед виадуком, из которого можно выйти, лишь ориентируясь на "свет в конце тоннеля"
Весной его также заливает, а зимой заваливает снегом.
Напрашивается вопрос, почему все входы в тоннели открытые и через них попадает и снег, и дождь. Где здравый смысл у архитекторов и строителей? Но, пожалуй, самым "образцово- показательным" стал подземный переход под Московским шоссе у Гордеевки. Сначала это был просто утилитарный переход, затем он стал центром подземной торговли и полигоном демонстрации беспомощности городской администрации, или ее неумения выстраивать отношения с предпринимателями
Сколько пустых обещаний дано горожанам с экранов телевизоров и страниц газет, сколько можно было видеть "торжественных" закрытий торговых точек и столько же их скромных открытий. Особенно сложно пробираться через два сталкивающихся бурных людских потока в летнее время, спеша на электричку .
Стал узким путь и в переходе у Дворца спорта на проспекте Гагарина после того, как в нем также настроили торговые павильоны. А в переходе у завода "Нител" там же, на проспекте Гагарина, работают всего три светильника, арматура старых приборов проржавела, разрушена и непригодна для эксплуатации .Из одной разбитой ступени торчит проволока, зацепишься - полетишь вниз... И этот неприглядный список можно продолжать .
Предстоит решать проблему дорожных развязок и в других местах города, но копировать то убожество, какое существует, не следует. Вырытая под дорогой и забетонированная нора, даже облицованная мрамором, это еще не переход. А уж если хочется загнать под землю мини- маркеты, то необходимо предусмотреть это в проектной документации перехода, а не ужимать пространство в нем .
Борис ИЗВЕКОВ
Комментарий специалиста
Юрий КАРЦЕВ, главный архитектор МУП "НижегородгражданНИИпроект":
- Подземный переход - важный элемент дорожно-транспортной инфраструктуры, техническое утилитарное сооружение .
Одним из главных критериев при разработке его проекта является надежность технического решения. В настоящее время в Нижнем Новгороде не планируется строительство новых подземных переходов. Последний из них открыт в 2000 году в Советском районе около Дворца спорта и отвечает всем современным требованиям. Что касается грязи, мусора и воды в подземных переходах, то это вопрос эксплуатации .
Сейчас мы разрабатываем проект строительства транспортных развязок и подходов к совмещенному метромосту в районе улицы Советской в Канавинском районе. Запланирован перенос автостанции и вывод путепровода к микрорайону Мещерское озеро .