…А русские едут всех бить

…А русские едут всех бить

У людей в латах и с мечами сейчас пик сезона. Один за другим идут фестивали и смотры для тех, кто воссоздает средневековье во плоти. Александр Маколдин, участник Нижегородского отделения клуба исторической реконструкции "Берн" рассказал корреспонденту "НН" о войне и мире полутысячелетней давности.

  • Заняли весь пьедестал

- Мы реконструируем Швейцарию, точнее, образ воина той страны XIV - XV веков. Вообще в фестивалях восстанавливают по большей части быт, и тут важна каждая мелочь. Не было в Европе огурцов в XIV веке - значит, на фестивале в нашем рационе их не значится, да и похлебка тоже останется без картошки. Европейцы вообще обращают внимание главным образом на бытовуху. Они приезжают отдохнуть, похвастаться новым имуществом и доспехами. Это взрослые люди с женами и детьми, путешествующие целым обозом: привозят с собой баню, кухню, пивоварню, сундуки, кровати и прочее, сделанное под те или иные времена.
Ну а "Битва наций" - спортивный фестиваль, он же чемпионат мира по историческому средневековому бою. Первые два года "Битва" проходила в Хотине на Украине, близ очень красивого замка, где в свое время снимались "Айвенго" и недавно - "Тарас Бульба". Потом Польша, Франция, Хорватия, Чехия. Какая страна примет чемпионат в следующем году, пока неизвестно.
- Александр, а может, Россия?
- Предвзятости к русским нет, но европейцам далековато ехать, они любят собираться поближе к дому. Количество сборных растет раз от разу, от четырех стран в 2009 году до 32 в 2015-м. Дважды на "Битву наций" приезжала даже сборная США: очень крупные ребята - под два метра ростом, все профессиональные спортсмены, в основном регбисты, в отличие от нас, любителей, тренирующихся после работы. Мы сначала немного напряглись, но затем довольно легко их победили. Вскоре американцы организовали собственный чемпионат мира и там стали побеждать.
- Зато, говорят, на последней "Битве наций" Россия неплохо выступила…
- Россия не просто неплохо выступила! Мы на протяжении всех шести лет полностью занимаем пьедестал почета во всех номинациях и являемся безоговорочным лидером мирового движения исторического фехтования. Поговаривают, все едут побеждать, а русские - всех бить. Более того: порой нам приходится делиться надвое, чтобы не побить всех противников слишком быстро…
- Вы сражаетесь в "пятерке". Кто еще в ее составе?
- Наша команда с запасными сложилась лет пять назад, как раз с появлением боев "5 на 5". Я из Кстова, двое нижегородцев, один павловский, двое дзержинцев, один из Кирова. Обычно на "Битве наций" берем первое место, правда, в этом году стали третьими.
- Где и как вы тренируетесь?
- Сейчас мы занимаемся в спортзале сельхозакадемии, а вообще есть задумки выстроить многоцелевой спортзал, где нашлось бы место и для нас, чтобы "Берн" обрел наконец свой дом. Тренировки включают в себя общую физическую подготовку, фехтование, групповые тренировки.
- А элементы единоборств?
- В номинации "Один на один" подсчет очков ведется, как в фехтовании, а именно за скорость и технику касаний оружием, ронять противника не надо. Но есть номинация "Профбой". Это коммерческий бой для удовольствия бойцов и зрителей. Можно провести бросковый прием, вывести из равновесия - все можно, за исключением атаки в три непоражаемые зоны - лицо, пах и стопы. За это удаляют с ринга. И нельзя бить под колено, конечно, за это сразу "красная карточка". А в массовых номинациях ты в строю до первого падения. Упавший считается проигравшим, причем ронять можно любым способом, хоть нокаутировать ударом по голове. Алебардой очень даже запросто.
- Или напугать воина так, чтобы он сам упал, лишь бы поскорее все закончилось…
- Это вряд ли. Того, кто попал в сборную, не так просто испугать. Каждый из пятидесяти бойцов сборной прошел серьезные отборочные испытания, на каждое место - куча желающих. Тысячи человек!
- Насколько правильно, что вы, представляя Россию на мировом первенстве по историческим боям, одеты в европейские доспехи?
- Японцы тоже предпочитают европейские одеяния самурайской броне. И бразильская сборная не приезжает в индейских нарядах с перьями. Вообще европейский комплект больше прочих соответствует запросам нашего спорта: он и хорошо защищает, и максимально подвижен, и относительно легкий. В доспехах XV века сложнее двигаться, они тяжелее. Русские, кстати, вообще всегда голые бегали. Это только в кино наше войско сплошь в латах. На самом же деле на всю страну - полтысячи человек княжеской дружины в кольчугах, а остальные - кто в чем и с вилами в руках. Да и в Европе было точно так же.

  • Все жить хотят

- Вы пользуетесь мечами, алебардами, луками, ножами, а ведь между тем это, наверное, боевое оружие. Есть ли у вас на весь этот колюще-режущий ассортимент какие-либо разрешения?
- То, с чем мы ходим, - никакое не боевое оружие, и даже не спортинвентарь, а массогабаритные модели. Не колющие и не режущие: оконечности закруглены до диаметра пятидесятикопеечной монеты, а режущая кромка затуплена до двух миллиметров. Это соответствует и закону… И нашей безопасности: так как бои проходят в полный контакт, оружие максимально гуманизировано, запрещены колющие удары. Все жить хотят! Кстати, по закону, если клинок изготовлен не из стали, его можно сделать и острым, и заточенным. К алебардам у нас особенно жесткие требования. Топор на длинной рукояти - довольно опасная вещь, и поэтому кромка затуплена больше, а вес вместе с древком не должен превышать три килограмма.
- А луки и стрелы, метательные ножи - разве не оружие?
- Луки и арбалеты проверяют на опасность по силе натяжения, стрела - вообще не холодное оружие; это не средневековый "ласточкин хвост", приспособленный для поражения противника, а просто заостренный цилиндрик. Метательные ножи свободно продаются в магазине. А вообще самое частое оружие убийства в России - кухонный нож, это вам любой участковый подтвердит. Да что ножи, в стране продаются тысячи бит - неужели их берут для игры в бейсбол? Кстати, в Европе законы об оружии мягче, чем в России. Например, там разрешены шестоперы, а у нас любое дробящее оружие - болванка на палке или на цепи - под запретом.
Команды выезжают на чемпионаты по историческому бою, многократно проходя таможенный контроль, и все в полном порядке. Мы понимаем сотрудников таможни: они день-деньской смотрят на сканерах кофты и косметику и, когда мимо проезжает куча топоров или мечей, жутко пугаются… Но претензий со стороны блюстителей порядка к нам нет.
- Откуда берутся все эти массогабаритные модели? Кузнецы куют?
- Да, по всей стране есть мастерские, где все это изготавливается вручную по настоящим старинным технологиям, как самые простые модели, так и элитные, с красивыми ножнами на перевязи, в деревянном окладе, с драгоценными камнями на рукояти… Да хоть с камерой для святых мощей! В свое время богатые крестоносцы помещали частицу мощей в яблоко - набалдашник на рукояти меча. Сейчас это не практикуется: снаряжение и без того достаточно дорогое, веры стало меньше… Да и святых мощей не достать!
Мария ФЕДОТОВА. Фото из личного архива Александра МАКОЛДИНА.

  • Справка "НН"

Основная идея реконструкции, с одной стороны, максимальная соревновательная составляющая для участников, с другой - проверка возможности исторического снаряжения в условиях, максимально приближенных к настоящим боевым. Поэтому для участия в боях требуется снаряжение, точно соответствующее реально существовавшему в истории.

  • Бывает же!

Давний друг редакции "НН", ныне сотрудник издания "Красная звезда", кавалер ордена Мужества полковник Николай Петелин рассказал о случае с его другом. Однажды тот поздним вечером шел с очередного средневекового действа. В спешке он не стал снимать доспехи, лишь надел поверху плащ. В темном переулке к нему подошли двое и попросили закурить. В ответ на отказ в ход пошла заточка. Лезвие звякнуло, согнулось… На потенциальную жертву бросился второй отморозок, но и его нож не справился с укрытой плащом закаленной сталью, а стражник со словами: "Вот ведь пристали!" потянул из заспинных ножен двуручный меч. С криком: "Это Горец! Бежим!" ошалевшие бандиты, как говорится, сделали ноги.

Следите за нашими новостями в удобном формате