Обустройство Чебоксарской ГЭС на отметке 63 метра обойдется примерно в 14 миллиардов рублей. Об этом губернатор Валерий Шанцев сообщил на пресс-конференции.
- Ориентировочно называют сумму 14 миллиардов рублей, но эта цифра будет уточняться проектными решениями, которые будут подготовлены по плану-графику, - рассказал глава региона.
По словам Валерия Шанцева, активная борьба против повышения уровня Чебоксарского водохранилища до 68-й отметки велась в течение 10 лет, и в итоге она увенчалась успехом.
- Я участвовал в сотне различных совещаний, встреч и всегда доказывал точку зрения, что повышение уровня воды будет губительным для экологии и при этом не решит транспортных, энергетических или каких-то других проблем.
И вот теперь наконец-то есть окончательное решение президента РФ Владимира Путина, - отметил Валерий Шанцев.
Накануне в своем блоге в "Живом Журнале" (shantsevvp.livejournal.com) он сообщил о том, что принято решение отказаться от проекта по поднятию уровня воды на Чебоксарской ГЭС до 68-й отметки. "Президент поддержал нас и на основе заключения правительства РФ дал поручение подготовить план-график мероприятий по обустройству Чебоксарского водохранилища на существующей отметке 63 метра. Первое совещание по этой теме в правительстве России уже состоялось. Одним из технических решений в рамках исполнения поручения станет низконапорная плотина в Балахнинском районе", - написал глава региона.
Губернатор также добавил, что благодаря решению президента удастся избежать затопления 220 тысяч гектаров плодородных земель и 59 поселений. Также не будет массового обводнения почв, затопления подвальных помещений в городах и появления новых застойных прудов и небольших водоемов.
- Конечно, сторонники повышения уровня водохранилища настаивали, что это принесет дополнительные 600 мегаватт электроэнергии, но мы в Нижегородской области благодаря новому низконапорному гидроузлу и прочим мероприятиям будем иметь дополнительные 950 мегаватт, а в дальнейшем у нас будет построена и АЭС.
Валерий Шанцев также отметил, что решение президента РФ отказаться от проекта по поднятию уровня воды на Чебоксарской ГЭС до 68-й отметки является окончательным и подтверждено документально.
- Этому способствовал ряд событий, в том числе отрицательное заключение государственной экологической экспертизы. Затем были доклады правительству и президенту РФ, который после этого всего и принял соответствующее решение.
По общему мнению экспертов, Валерию Шанцеву удалось объединить общественников, ученых и политических деятелей всей России для того, чтобы решить самую актуальную экологическую проблему жителей Поволжья.
- Это пример того, как все разумные, любящие свою родину люди объединились и решили вроде бы не решаемую задачу. - говорит член Совета Федерации Федерального собрания РФ Владимир Лебедев. - Я считаю, что это просто суперпример: то, что сделала Нижегородская область - а я считаю, это именно так - нижегородцы должны быть благодарны и Валерию Павлиновичу, и всем тем людям, кто под его руководством объединились и сделали это.
По словам руководителя экоцентра "Дронт" Асхата Каюмова, "это эпохальное событие для Нижегородской области".
- Для огромного количества жителей Нижегородской области это решение - во многом определяющее их дальнейшую жизнь и хозяйственную деятельность. Это и для экономики региона огромный плюс: теперь не надо переселять людей, строить защиту в зоне подтопления, а это очень дорого! А о природе даже и говорить нечего: огромные незатопленные природные территории, не убитые места обитания моей любимой выхухоли, крачки, краснокнижных бабочек, которые так и останутся жить и не будут утоплены, да и многих других редких животных! - отметил он.
Александр НИКОЛАЕВ.
Эпидемия мелководья
Строительство низконапорной дамбы способно решить проблему мелководья Волги
Мелководье, наступающее на речные просторы, уже вторую навигацию вынуждает речников корректировать свои планы. Недостаток воды на пороге Городецких шлюзов, ставших препятствием для прохождения транзитных большегрузных составов и пассажирских теплоходов с большой осадкой, заставил судовладельцев перенаправить в этом году грузопотоки с севера на южное направление - в сторону Волго-Дона. Но и там ситуация в этом году не лучше: эпидемия маловодья дошла и туда. Более того, по прогнозам экспертов, подобная ситуация может продлиться до 2017 года.
Флот несет потери
Только с начала этой навигации флотом в ожидании шлюзования в Городце потеряно суммарно около 4,5 тысячи часов. 276 рейсов совершены с простоями: в среднем ожидание каждого судна составило 17 часов.
Количество совершенных судами рейсов в бассейне уменьшилось почти на четыре процента, грузопоток составил 10 миллионов 220 тысяч тонн, что на 20 процентов меньше показателей прошлого года, по Городцу и того больше - 28 процентов.
На 68 процентов меньше перевезли химических минеральных удобрений, на 40 - наливных грузов (по Городцу снижение составило 53 процента), на 30 - металла (по Городцу этот вид перевозок в плюсе - на 18 процентов). Через Городецкие шлюзы сухогрузов с зерном проследовало на 30 процентов меньше.
Эти цифры привел на заседании общественного совета Волжского бассейна первый заместитель руководителя ФБУ "Администрация Волжского бассейна" капитан Волжского бассейна Евгений Лепехин.
Снижение перевозок нефтепродуктов прокомментировал заместитель управляющего директора по безопасности судоходства ЗАО "Судоходная компания "Башволготанкер" Михаил Вирснит: нефтеналивной флот из-за маловодья переориентировал потоки с севера на юг.
Вряд ли приходится речникам в такой ситуации уповать на дожди. Запасы воды в Рыбинском водохранилище, являющемся основным для Волги, остаются на уровне прошлого года.
Изменить ситуацию, причем коренным образом, может строительство низконапорного гидроузла, о необходимости которого так давно говорят и речники, и гидрологи. Как объект воднотранспортной инфраструктуры он призван обеспечить создание нормальных судоходных условий с гарантированными глубинами не менее четырех метров на лимитирующем судоходство участке Верхней Волги, а также на порогах камер шлюзов № 15 - 16 Городецкого района гидротехнических сооружений и судоходства в течение всего навигационного периода.
Изыскания подходят к концу
Прошел год с того момента, как ФБУ "Администрация Волжского бассейна" выступила заказчиком проектных работ низконапорного гидроузла. За это время проектировщиками ООО "Техтрансстрой" выполнен большой объем работ, в частности, инженерно-геодезические съемки в зоне водохранилища и прилегающим территориям Нижегородской области на площади 44 600 гектаров, русловые съемки в зоне планируемого строительства гидроузла. Практически завершены инженерно-гидрологические и инженерно-экологические изыскания и исследования.
Для контроля за изменением гидрологической ситуации в зоне возможного влияния вновь создаваемого водохранилища низконапорного гидроузла запланировано создание сети из 172 наблюдательных скважин и 81 водомерного поста на территории Городецкого и Балахнинского районов, а также Сормовского района города Нижний Новгород. Основной объем работ связан с детальным изучением геологического строения, гидрогеологических и грунтовых условий района размещения гидроузла.
В его створе пробурено 11 основных скважин глубиной от 60 до 90 метров, что позволило полностью вскрыть аллювиальные отложения (формирующиеся постоянными водными потоками в речных долинах) и врезаться в подстилающие пермские отложения на 35 - 40 метров.
К постройкам не подступится
Строительство гидроузла приведет к созданию водохранилища. Экологи, работающие в группе проектантов, говорят о том, что отличительной его особенностью станет то, что оно будет транзитным. До определенного уровня будет наполняться только на навигационный период. По завершении навигации запасы воды будут срабатываться.
Естественный вопрос, возникающий в этой связи у жителей, попадающих в зону создаваемого водохранилища, будут ли подтапливаться их дома, огороды и садовые участки?
На эти вопросы специалисты отвечают так: создаваемое при низконапорном гидроузле водохранилище не идет ни в какие сравнения с уже существующими. Оно - небольшое по размерам и, самое главное - транзитное, поэтому эффект цветущего болота для него нехарактерен. И мнения экологов, гидрологов, предметно занимающихся этой проблемой, совпадают: жилые постройки не попадают в зону влияния создаваемого водохранилища.
Министр транспорта РФ М.Ю.Соколов во время своей рабочей поездки в Нижний Новгород в июне посетил Городецкий гидроузел, где на месте ознакомился с положением. В ходе рабочего совещания говорилось о том, что необходимо приложить все усилия, чтобы в 2017 году в регионе начать строительство этого важного для страны и региона инфраструктурного транспортного объекта.
Татьяна ЕЛАТИНА.