Сам на грунт он лечь не мог
Ровно пятнадцать лет прошло со дня гибели атомного подводного ракетного крейсера "Курск" в Баренцевом море. Наш постоянный автор Валерий Китаев разыскал родственников капитан-лейтенанта Сергея Любушкина, который проходил службу на этом корабле и погиб 12 августа 2000 года.
Заветная мечта
Ежегодно в этот день на кладбище "Марьина роща" приходят ветераны ВМФ, представители администрации города и области, родные и близкие почтить память моряков подводной лодки "Курск". На этом атомоходе служили пятеро наших земляков: мичман Михаил Александрович Белов (Богородск), старший мичман Евгений Юрьевич Горбунов (город Заволжье), капитан-лейтенант Сергей Николаевич Любушкин (Шатки), старшина 2-й статьи Владимир Сергеевич Садовой (Володарский район), старший мичман Владимир Владимирович Свечкарев (Нижний Новгород).
Трое из них - Сергей Любушкин, Евгений Горбунов и Владимир Свечкарев обрели вечный покой на том подводном погосте.
В тот августовский день, после митинга, я познакомился с родными Сергея Любушкина - его отцом Николаем Григорьевичем и сестрой Татьяной Николаевной. Правда, обстановка не располагала к разговору: много народу, и шумно было. Мы обменялись номерами телефонов и договорились встретиться позднее.
На днях позвонил Татьяне, договорились о встрече. Кто мог правдивее поведать о жизни моряка - североморца Сергея Любушкина? Конечно, только близкий и родной ему человек - его сестра.
- Сережа родился 16 мая 1972 года в Шатках. В 1989-м окончил десятилетку. С детства он любил книги. Увлеченно зачитывался приключенческими романами - Жюль Верн, Сабатини, Станюкович… Наверное, не случайно решил поступать в военно-морское училище в Кронштадте. Но один забавный случай изменил его планы. Во время сдачи экзаменов у Сергея украли... зубную щетку. Честный паренек, воспитанный на благородных поступках героев замечательных книг, - не мог он простить такой каверзы. И можете себе представить: не стал сдавать далее экзамены, вернулся домой.
Но Сергей не отступил от заветной мечты стать морским офицером.
Подал документы в Калининградское высшее военно-морское училище, но опять не повезло - не прошел по конкурсу. Вновь возвратился в родные места. Устроился на Шатковский приборостроительный завод вначале учеником токаря, потом успешно сдал экзамены на разряд по этой специальности.
Такое короткое счастье
В 1990 году Сергей Любушкин решает еще раз испытать судьбу. И здесь упорного парня ждет удача: он поступает в Ленинградское высшее военно-морское инженерное училище им. Дзержинского. Закончив его в 1995 году, он получает назначение на Северный флот в гарнизон Видяево, на уникальный атомный подводный крейсер "Курск".
Чтобы узнать дальнейшую судьбу капитан-лейтенанта Любушкина, мне пришлось вновь обратиться к его сестре. И она дала номер телефона Ольги Васильевны Любушкиной - вдовы моряка. Она живет в Нижнем Новгороде, и мы договорились о встрече.
В то время молодая девушка, недавняя выпускница строительного факультета Архангельского университета, и познакомилась с моряком-североморцем.
- В Северодвинск, где я жила, "Курск" пришел на профилактический осмотр. Тогда мы и встретились. Высокий, красивый (под стать ему, надо отметить, была и невеста Ольга. - Авт.), к тому же еще и ласковая фамилия - Любушкин - сразу покорили мое сердце, и любовь оказалась взаимной. Познакомились мы в новогодние праздники 1998-го, а уже в ноябре у нас состоялась свадьба.
Ольга достает из конверта фотографию, где она в белом платье с фатой, а рядом с ней статный молодой морской офицер. Глядя на эту счастливую пару, подумалось: вот кому бы жить да жить. Но судьба распорядилась иначе.
- Было мне 23, когда я вышла за Сергея, а в 25 стала вдовой. Недолгим оказался наш семейный союз.
Чтобы как-то отвлечь мою собеседницу от горьких мыслей, прошу ее рассказать о своей жизни в гарнизоне, приходилось ли видеть легендарный "Курск".
- Видяево - небольшой поселок, где в основном жили семьи моряков-подводников. Были очень дружны между собой, делились и радостью, и печалью, помогали друг другу. А "Курск" мне довелось не только видеть. Я там была, даже в перископ смотрела, побывала в командирской рубке. Встречалась с капитаном первого ранга Геннадием Петровичем Лячиным. Это был настоящий командир боевого корабля. При общении часто шутил с нами, даже иногда разыгрывал, подавая разные команды.
О друзьях-товарищах
- Сережа был профессиональным морским офицером, высокообразованным, очень эрудированным, - продолжает Ольга. - Когда мы побывали на АПРК "Воронеж" (аналог" Курска"), офицеры этого крейсера очень тепло отзывались о моем муже. На этом атомоходе Сергей два раза ходил в автономные походы. На нем в праздник Нептуна его окрестили в моряки.
Экипаж корабля помнит командира второй группы дистанционного управления капитан-лейтенанта Любушкина. Он запомнился им как большой, добрый человек, очень спокойный, легко сходился со всеми, со многими дружил.
В подтверждение своих слов молодая женщина показывает снимок, где Сергей - симпатичный, улыбающийся, рядом со своими друзьями - Рашидом Аряповым и Дмитрием Колесниковым. Этот снимок, как сказала Ольга, облетел весь мир:
- Я сфотографировала их после успешного боевого автономного похода. Ребята были очень дружны, закончили одно военное училище, вместе попали на "Курск". Вместе и погибли…
Она ненадолго замолкает, чувствуется ее волнение.
- Командир турбинной группы капитан-лейтенант Дмитрий Колесников был очень общительным молодым человеком. Друзья его звали Золотой - за рыжие волосы. Он был свидетелем на нашей свадьбе. У Димы осталась молодая жена, с которой он успел прожить всего лишь три месяца. Именно у него найдут предсмертную записку.
В ней он писал слова, которые стали последними словами прощания экипажа со всеми оставшимися на земле: "Не надо отчаиваться"...
- Второй друг Сергея, - продолжает Ольга, - Рашид Аряпов, командир трюмной группы дивизиона движения, был очень обязательным человеком. Пять лет проплавал на атомоходах, и никто не видел, чтобы он когда-либо расслабился. Всегда был собран и серьезен. Он также успел написать прощальную записку.
Август черного цвета
- Десятого августа я проводила его на "Курск". А на следующий день (у Ольги Васильевны как раз был день рождения. - Авт.) все шло своим чередом. А в воскресенье, 13-го, прибегает ко мне Ирина, такая же молодая жена старшего лейтенанта Алексея Коробкова. Говорит: "Оля, ты знаешь, что "Курск" лег на грунт?" Я сразу позвонила папе. Он мне сказал, что это неправда, лодки подобного типа на грунт не ложатся, там что-то произошло. Вот так я узнала страшную весть. Одной из первых ко мне приехала мама из Северодвинска, чтобы поддержать меня в те тяжелые дни.
Для молодой женщины наступили жуткие часы и дни мучительных ожиданий каких-либо вестей с Баренцева моря и от командования флота.
22 августа 2000 года поисково-спасательные работы закончились, а 23 августа в стране был объявлен днем траура. Осенью этого же года лишь 12 ребят из экипажа "Курска" вернулись на землю, чтобы навечно лечь в нее. В 2001 году, спустя год и два месяца после катастрофы, атомоход поднимут со дна Баренцева моря, приведут в плавучем доке на базу в Росляково, где "Курск" отпустил остальных 106 моряков из 118 погибших подводников.
При нашей беседе с Татьяной Любушкиной она поделилась такими мыслями:
- 12 августа в Марьиной роще, где похоронены ребята с "Курска", соберутся родные, друзья, знакомые. Нам, Сережиным родным, приятно сознавать, что мы не одиноки в нашем горе. Тем обиднее за отношение к могилам наших близких, героев, которые предотвратили мировую ядерную катастрофу. За прошедшие 15 лет мемориал с захоронениями постепенно разрушается: проваливается плитка, стираются буквы на памятниках. Зимой невозможно подойти к могилам из-за больших сугробов. После неоднократных обращений родственников, работников областного военкомата, общественных организаций к властям, положение дел не меняется. Неужели наши ребята не заслужили того, чтобы их могилы содержались в надлежащем порядке?
Валерий КИТАЕВ. Фото из семейного архива семьи Любушкиных.
На фото сверху: Слева направо: Капитан-лейтенанты: Сергей Любушкин, Рашид Аряпов, Дмитрий Колесников. Октябрь 1999 г. Гарнизон Видяево.
Кстати
Из книги Михаила Курушина "Подводная лодка "Курск":
"19 октября 1999 года экипаж под командованием капитана I ранга Геннадия Лячина вернулся после тяжелого похода. Задача была - поиск и слежение за авианосными и ударными группировками потенциального противника. Они дошли незамеченными до Средиземного моря - по Баренцеву, потом по Северному, через Фареро-исландский рубеж с его суперчувствительными гидроакустическими станциями, дальше в Атлантику и Гибралтар... Американцы обнаружили К-141 только на пути домой. За этот поход капитан I ранга Геннадий Лячин был представлен к званию Героя России, а весь экипаж - к орденам и медалям…".
Капитан-лейтенант Сергей Любушкин был награжден Орденом мужества посмертно. Награду вручили его жене Ольге Любушкиной.