Президент РФ подписал долгожданный закон, касающийся трансплантации органов. Отныне финансирование связанных с нею медицинских работ будет осуществляться за счет средств федерального и региональных бюджетов. И уж никак не за счет больных, нуждающихся в пересадке этих самых органов. Правда, пока речь идет лишь о внесении изменений в Федеральный закон "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации". Сам же закон о трансплантации органов и тканей человека пока не готов и будет внесен на рассмотрение в Думу лишь в сентябре.
Лишь первый шаг
По словам председателя Комитета Совета Федерации по социальной политике Валерия Рязанского, принятие изменений - лишь первый шаг на пути решения вопросов в сфере трансплантации. А их, увы, немало.
Сейчас только один человек из десяти нуждающихся россиян получает помощь по трансплантации. Ежегодно в России проводится около 1,3 тысячи трансплантаций, то есть 3,5 операции на миллион россиян. В Европе же этот показатель составляет около 40 операций.
"В Российской Федерации осуществляется учет донорских органов и тканей человека, доноров органов и тканей, пациентов (реципиентов) в порядке, устанавливаемом уполномоченным федеральным органом исполнительной власти", - говорится в тексте подписанного президентом документа.
Кроме того, в нем дается определение медицинской деятельности, связанной с донорством органов человека для трансплантации. Она предусматривает медицинское обследование донора, обеспечение сохранности донорских органов до их изъятия, изъятие донорских органов, их хранение и транспортировку.
А еще предусматривается создание в стране специализированной информационной системы учета доноров, реципиентов и донорских тканей. Порядок пользования этой базой установит Минздрав РФ.
Бюджет оплатит
Эксперты считают очень важным создание такого банка данных, в котором будет содержаться информация о реципиентах, а также о тех, кто согласен стать донором органов в случае несчастья. Пока же людей, жертвовавших своими органами после смерти, у нас формально нет, так как до сих пор не существует системы учета волеизъявлений. Общей базы по людям, нуждающимся в пересадке органов, тоже нет: есть лишь отдельные региональные реестры и то не везде.
Напомним, что сейчас у нас действует презумпция согласия. Когда человек умер, то ни у кого не спрашивают, изымать его органы или нет. Если на момент смерти россиянина не имеется его письменного заявления с отказом стать донором, то по умолчанию считается, что он согласен поделиться почками, печенью или другими органами.
Другой немаловажный аспект, который отражен в поправках, - финансирование этой специфической медицинской деятельности.
- Поскольку сейчас финансирование здравоохранения осуществляется одноканально, через Фонд обязательного медицинского страхования (ОМС), то из него выпали услуги по подготовке трансплантации, - отмечает председатель Комитета ГД по охране здоровья Сергей Калашников. - Например, обследование донора и обследование реципиента. Получилось так, что сама пересадка органов финансируется, а все работы вокруг нее - нет. Именно поэтому и был подготовлен законопроект, чтобы исправить ситуацию.
Медицинское обследование донора, обеспечение сохранности его органов до их изъятия, изъятие органов, их хранение и транспортировка - теперь эти работы будут осуществляться за счет средств федерального бюджета, выделяемых Минздраву РФ. Иными словами, финансирование трансплантологии будет осуществляться не из системы ОМС, а за счет бюджетных ассигнований. Так, в 2015 году федеральный бюджет выделит на эти нужды 200 миллионов рублей, в 2016-м - около 230 миллионов, в 2017-м - 241 миллион. Это делается для того, чтобы врачи, обследовавшие больного или обеспечивающие сохранность органов, получали за это плату. Сейчас она не предусмотрена. Кроме того, в ряде случаев значительную часть расходов пытаются повесить на пациентов, нуждающихся в пересадке. Теперь же законодательством четко прописано, что при оказании медпомощи в рамках программ госгарантий ни один из видов причастных к трансплантации работ не подлежит оплате за счет личных средств граждан.
Пока бьется сердце
Среди экспертов до сих пор нет единого мнения в отношении введенных новшеств. Так, директор НИИ скорой помощи им. Н.В.Склифосовского, заслуженный врач Российской Федерации Могели Хубутия считает создание электронного банка данных важным шагом.
- Будет создаваться российская база потенциальных доноров - такая же, как международная организация по обмену донорскими органами и тканями "Евротрансплант". Это будет реестр людей, которые выразили согласие на потенциальное донорство. Параллельно будет создаваться база, в которой будут данные людей, не согласившихся на него. Это сильно облегчит работу врачей, - считает Хубутия.
Однако согласие на пересадку органов, по его мнению, все-таки следует оставить по умолчанию: не готовы еще люди к тому, чтобы у них спрашивали, как распорядиться их органами. Несчастные случаи, по мнению медицинского авторитета, чаще всего происходят ночью. И тогда врачу предлагается в течение двух часов связаться с родственниками погибшего, да еще получить у них согласие на изъятие органов. И вот тут-то и возникает ряд трудностей.
- Во-первых, родственника не всегда и найдешь, во-вторых, скажи любому человеку, что твой близкий умер и тут же возьми его согласие на донорство органов. Вряд ли кто-то согласится. Люди не готовы, - считает Могели Хубутия.
Пожертвовать свою печень или почки на благое дело добровольно сегодня мало кто решится. Значит, лучше изымать их у умерших без их предварительного согласия?
- Врачи перестанут спасать тех, у кого, к примеру, бьется сердце, но якобы мертв мозг. Зачем лечить такого человека, если можно вырезать у него донорские органы? При повальной коррупции доказать что-либо будет просто нереально, - считает один из пользователей Интернета.
Краеугольный вопрос
Не поддерживает изменения Счетная палата РФ. В своем заключении ее глава Татьяна Голикова указала на то, что не определены еще ни механизмы доступа к специализированной информационной системе учета доноров, ни системы ее защиты. А последний фактор, кстати сказать, увеличивает риски коррупции при осуществлении трансплантации. К тому же не прописан и сам механизм учета волеизъявлений граждан о своем согласии или несогласии на посмертное донорство. Однако основная претензия Счетной палаты также сводилась к тому, что пусть и не в явной форме, но в законопроекте содержится презумпция несогласия на посмертное донорство.
По мнению Сергея Калашникова, вопрос о согласии или несогласии человека на возможное донорство органов в случае смерти - и есть краеугольный вопрос.
- Мое личное мнение - нужно вводить презумпцию несогласия с обязательным определением позиции человека. Я предлагаю, чтобы при получении водительских прав человек выражал свою позицию по донорству органов. Не секрет, что основным источником органов являются именно люди, попавшие в автомобильную катастрофу, также именно они больше всего нуждаются в пересадке и являются их потребителями. Поэтому честно ставить именно водителя перед выбором. При этом человек, давший согласие на донорство, должен пользоваться преимуществами при попадании в ситуацию, когда ему понадобится трансплантация. Именно ему в первую очередь будет сделана операция, - говорит депутат.
По мнению Калашникова, человек должен определиться по поводу донорства и при вклеивании второй фотографии в паспорт в возрасте 25 лет. И эти данные должны вноситься в базу, которая будет создаваться в соответствии с законопроектом. А вот идти, возможно, против воли человека, действуя по умолчанию - в корне неправильно и нечестно.
Следующая дискуссия парламентариев на эту тему состоится уже в сентябре, когда будет обсуждаться законопроект о волеизъявлении граждан по поводу согласия на посмертное изъятие их органов или тканей для трансплантации.
Ольга АБРАМОВА.
Мнение
Светлана ОБУХОВА, заместитель директора по развитию ФБУЗ ПОМЦ ФБМА России:
- Наш центр является лидером в регионе по трансплантации солидных органов и единственным в ПФО на системной основе осуществляющим трансплантацию почки и печени, в том числе от живого родственного донора. В апреле 2007 года на базе ФБУЗ ПОМЦ ФМБА России создан Приволжский координационный центр органного и тканевого донорства и совместно с министерством здравоохранения Нижегородской области с мая 2009 года впервые в Нижегородской области стартовала программа посмертного донорства.
В 2008 году впервые в ПФО проведена первая родственная трансплантация печени, а в 2009-м - трансплантация печени от посмертного донора.
С 2012 года впервые в ПФО начато взаимодействие между субъектами округа: силами сотрудников Приволжского координационного центра органного и тканевого донорства произведены первые мультиорганные заборы на территориях республик Марий Эл и Чувашии: пересажено четыре почки, одна печень. Также начато сотрудничество с ФГБУ ГНЦ ФМБЦ им. Бурназяна ФМБА России по передаче кондиционного донорского материала для трансплантации.
За весь период существования транспланталогического направления ФБУЗ ПОМЦ ФМБА было выполнено 233 пересадки органов.
В условиях постоянного дефицита донорских органов для пациента часто спасительным выходом из создавшейся ситуации становится трансплантация печени от живого родственного донора. В течение I квартала 2015 года выполнено уже две подобные операции (в 2014 году - 2 за год).
Все виды обследования и медицинской помощи по программе трансплантации органов являются бесплатными для граждан РФ.
Вместо комментария
Позиция РПЦ по поводу донорства органов была сформулирована в 2000 году на Архиерейском соборе, где были приняты Основы социальной концепции. В них указано, что "использование органов человека без его согласия - это нарушение человеческой свободы. Поэтому Церковь не поддерживает презумпцию согласия на посмертное изъятие органов. Любовь, а в жертве и заключается настоящая любовь, может быть только свободной. Вместе с тем Церковь поощряет добровольное желание человека пожертвовать частью своего тела для спасения жизни ближнего".
Кстати
В Нижегородской области лицензию на осуществление трансплантации имеют только ННИИТО и Приволжский окружной медицинский центр, сообщили "НН" в региональном минздраве. Кроме того, операции по пересадке костного мозга осуществляют специалисты детской областной больницы. Но это так называемая родственная трансплантология. В ННИИТО же занимаются пересадкой только кожных покровов - при ожогах. А вот Приволжский окружной медицинский центр имеет разрешение на трансплантацию почки, печени, панкреатодуоденального комплекса (поджелудочная железа, двенадцатиперстная кишка и внепеченочные желчные протоки).