Ребенком Саша Уголков (фамилия изменена) ходил в музыкальную школу и разучивал гаммы. По воскресеньям ему надевали белые гольфики с кисточками, кружевную манишку, и они с мамой шли гулять в Автозаводский парк. "Хороший мальчик из приличной семьи", - говорили про него соседи, когда он стал подростком. Сам Александр и на допросе у следователя путано рассказывал о каких-то благородных корнях в своей родословной…
Анатомия одного падения
Впрочем, маму его, Ирину Александровну, соседи до сих пор называют "интеллигентнейшей женщиной", которой просто "не повезло с сыном". И, похоже, искренне ее жалеют. Но Ирине Александровне не из чего было выбирать, Сашенька был ее единственным сыном, и она всю свою материнскую заботу и нежность тратила на него. А сын с детства купался в ее любви, всю свою жизнь чувствуя себя виновником торжества на этом празднике жизни.
- В девяностых у него был собственный бизнес, что-то покупал и продавал, но деньги зарабатывал, похоже, неплохие, потому что жил на широкую ногу, - рассказывает мне руководитель Богородского межрайонного следственного отдела СУ СКР по Нижегородской области капитан юстиции Илья Рябухин. - Ездил по заграницам, один за другим менял автомобили, пил дорогой коньяк. А в двухтысячном году начались проблемы, и он как-то очень быстро потерял лицо…
Когда деньги закончились, а жена ушла, не скрывая радости от того, что не успела родить в этом браке ребенка, Александр опять остался вдвоем с мамой. Конечно же, Ирина Александровна жалела сына. Но, выйдя к тому времени на пенсию, чем она теперь могла ему помочь? Сначала ласково журила:
- Ты бы, Сашенька, не увлекался коньяком…
Потом, когда уже сын стал потреблять регулярно, не на шутку встревожилась. А у сына ни семьи, ни работы - так, случайные заработки. Но годы идут… Ирина Александровна, как все матери, в первую очередь винила себя. Однажды не выдержала:
- Может я, старая, тебе мешаю личную жизнь устроить? Давай разъедемся…
Александру мысль о предстоящей свободе понравилась: по крайней мере, никто над душой нудеть не будет:
- Давай!
И разъехались мать с сыном довольно удачно. Продав "трешку" в Ленинском районе, Ирина Александровна выбрала для себя подходящее жилье. Пусть однокомнатная квартира - зато с ремонтом, пусть в Богородске - зато дешево: в Нижнем-то за такие деньги собачью конуру не купишь… Конечно, ей, заядлой театралке, скучно будет в районном захолустье, но какие уж теперь театры, в ее-то возрасте? Да и здоровье уже не то…
- Буду больше читать, - утешала она себя, упаковывая книги для переезда. - Ты не возражаешь, Сашенька, если я заберу нашу библиотеку с собой?
- На хрена мне эта макулатура, - уже потирал руки в предвкушении больших денег ее единственный сын. В доме, кроме книг, было немало антикварных вещей, доставшихся от бабушек и прабабушек, вот они представляли для него ценность. А за книгу, даже очень редкую, много не дадут…
Часть денег, полученных от продажи квартиры, Ирина Александровна, как и договаривались, передала сыну.
- Этой суммы вполне могло хватить на "однушку" в спальном районе Нижнего, - продолжает свой рассказ Илья Николаевич. - Но вместо этого Уголков снял какой-то частный домишко в Автозаводском районе, а остальные деньги стал безрассудно расходовать на еду и алкоголь…
Когда средства закончились, он появился на пороге богородской квартиры на улице Котельникова, где спокойно надеялась дожить свою старость Ирина Александровна.
- У тебя свои болезни, у меня - мои, давай уж как-нибудь вместе держаться! - предложил непутевый сын.
Ну разве могла Ирина Александровна ему отказать?
Воспитание вдогонку
Тем не менее Ирина Алексанровна, женщина мудрая и строгая, не собиралась потакать сыну. Она все еще продолжала его воспитывать. Только сын давно поставил крест на хороших манерах и чуть ли не каждый вечер надирался как свинья. "Камю" и "Хенесси" он, конечно, уже не мог себе позволить, жили теперь на скромные сбережения матери и ее еще более скромную пенсию, но на дешевый коньяк еще хватало.
- До "фунфыриков" и самогона он не опускался, последнее время употреблял недорогой коньяк, - рассказывает о своем бывшем подследственном Анна Шалеева, следователь Богородского СО.
В один из вечеров, когда мать снова стала корить сына за то, что нигде не работает, пьет, тот вдруг взорвался.
- Это ты продала нашу квартиру, из-за тебя я вынужден жить в этой дыре! - закричал он, дыша на нее перегаром. И вдруг терпение 80-летней женщины оставило ее, впервые в жизни она размахнулась и, что было силы в старческой ладошке, залепила 46-летнему наследнику пощечину. За все свои бессонные ночи, за бесконечные обиды и слезы.
Она, кажется, успеет спохватиться и пожалеть, по-прежнему находя для сына оправдание: "Убогая реальность "дыры" сделала его таким неблагодарным…". Но было уже поздно. Разгоряченный алкоголем детина в ответ в буквальном смысле взбесился. Он стал ее бить кулаками по лицу. А когда она упала - ногами …
Из обвинительного заключения:
В ходе предварительного следствия установлено, что 26.02.2015 в вечернее время суток Уголков А.Г., будучи в состоянии алкогольного опьянения, находился в квартире № 21 дома № 1 по ул. Котельникова г. Богородска Нижегородской области со своей престарелой матерью Уголковой Ириной Александровной, 15.05.1934 г.р. В указанное время между ними на бытовой почве произошла ссора, в ходе которой у Уголкова А.Г. возник умысел на причинение Уголковой И.А. телесных повреждений. С целью реализации задуманного, Уголков А.Г., на почве внезапно возникших личных неприязненных отношений, действуя умышленно, активно и целенаправленно, с целью причинения Уголковой И.А. тяжкого вреда здоровью, нанес последней руками и ногами множественные удары, не менее 10 в область головы и не менее 6 в область грудной клетки.
Действия Уголкова А.Г. по неосторожности повлекли смерть Уголковой И.А.
Юлил и изворачивался
Когда туман рассеялся и Уголков увидел мать, распластанную на полу в луже крови, он, конечно же, осознал, что натворил. Он еще почти трое суток пил - здесь же, в однокомнатной квартире, где на полу посреди комнаты лежал остывший труп Ирины Александровны. А когда спиртное закончилось, решил повеситься. Или полоснуть ножом по венам. А может, выпить горсть материных таблеток от бессонницы? Перебирая в голове все возможные способы ухода из жизни, новоявленный убийца понимал, что умирать ему не хочется. Пусть тюрьма, пусть нары или что там у них - но лучше остаться жить… И, укутав горло шарфом, как учила мама, он отправился в полицию.
Однако, посидев пару недель в камере следственного изолятора, Уголков… передумал признаваться. И стал говорить, что "мать сама виновата, кинулась на него, а он ее лишь оттолкнул". Дескать, она ударилась о шкаф, из которого посыпались книги, вот откуда у нее "ушиб головного мозга". А переломы ребер - это он ей "делал непрямой массаж сердца, пытаясь вернуть к жизни".
- Он противно изворачивался, врал, - брезгливо поморщилась молодая следователь Шалеева. - Все пытался сделать так, чтобы мы статью переквалифицировали, а он бы срок поменьше получил…
На прошлой неделе судья Богородского городского суда вынес приговор: 7 лет лишения свободы с отбыванием наказания в колонии строгого режима. Завтра этот приговор должен вступить в силу.
- На зоне ему будет непросто, - подводит итог Илья Николаевич. - "Неавторитетная" у него статья… Капитан юстиции имеет в виду, что даже для самого распоследнего урки мать - святое. "Мальчик из приличной семьи" про это не знал.
Вместо эпилога
Этот эпизод произошел в одном из городских ресторанов. Взрослый сын пригласил сюда маму на ужин. Мама была настолько старенькой и дряхлой, что еда постоянно падала ей на платье. Некоторые посетители с удивлением наблюдали, как терпеливо сын ухаживал за ней. Закончив ужинать, мужчина невозмутимо проводил старушку до туалета, стряхнул с нее крошки, причесал волосы и поправил ей очки. Теперь уже на них молча смотрел весь ресторан. Заплатив по счету, сын направился к выходу, бережно поддерживая свою спутницу под локоток. В этот момент пожилой метрдотель спросил его:
- Вам не кажется, что вы что-то оставили? - Нет, уважаемый, ничего, - ответил сын. А тот возразил:
- Да нет же, вы оставили урок каждому сыну и надежду каждой матери.
Татьяна ЧИНЯКОВА.
(Автор выражает благодарность руководителю Богородского МСО Илье Рябухину и следователю МСО Анне Шалеевой за помощь, оказанную в подготовке материала.)