Монастыри собираются внести свою лепту в программу импортозамещения. Крупные подворья уже сейчас наращивают объемы производимых овощей, зерна, картофеля, рыбы, сыров. Более того, некоторые из них планируют в ближайшем времени выйти со своей продукцией в торговые сети.
И целую линейку потянут
Активизировали свою хозяйственную деятельность в Валаамском монастыре. Пока там выращивают 60 - 70 тонн форели в год, однако планируют увеличить до 200 тонн. И задача эта вполне выполнима. Тем более что до 2011 года, когда на рынок активно пошла норвежская семга, вытеснившая монастырскую форель, служители храма божьего именно столько деликатесной рыбы и производили.
Раньше к труду монастырских "аграриев" примазывались посредники, которые занимались переработкой форели. Теперь эту миссию готовы взять на себя сами священнослужители: они хотят привлечь инвестиции для строительства собственного цеха по переработке рыбы. Тогда можно будет, минуя посредников, поставлять ее напрямую в сеть. А еще на Валааме планируют производить на продажу итальянские сорта сыра - моцареллу, качотту, рикотту, а также собственный сорт, разработанный при участии итальянских сыроделов, - монастико.
Готовы выйти в торговые сети и другие крупные монастырские подворья. Однако есть одна техническая деталь.
- Нужно, чтобы пришел ритейлер и сказал, что хочет, допустим, наладить продажу целой линейки православной продукции - от молока до глазированных сырков. Пожалуйста! Монастырские хозяйства могут это производить, - отмечает священник Роман Богдасаров, заместитель председателя Синодального отдела по взаимодействию Церкви и общества Русской православной церкви. - Но сами подворья заниматься продвижением товара на рынок не будут, потому что это не их компетенция.
Пока же хозяйства, не привыкшие работать на большом рынке, ориентируются прежде всего на нужды местных жителей.
В кооперации с фермерами
Ритейлеры уже положительно отреагировали на предложение монастырей, подчеркнув при этом, что отношения должны быть деловыми, а продукция отвечала требованиям безопасности и качества.
Однако многие эксперты, к примеру, гендиректор аналитического агентства "Сегмент" Денис Никитаc, считают, что монастырские продукты будут востребованы только сетями премиум-класса. А для владельцев магазинов эконом-класса закупка такой продукции будет невыгодна. Ведь у ритейлеров, как известно, закупочная цена низкая, тогда как себестоимость монастырских продуктов в силу своих качеств гораздо выше. То есть для массового производства монастырской продукции усилий одного хозяйства будет недостаточно. Целесообразнее создавать объединения монастырей с хозяйствами, колхозами, фермерами в одном районе. А их продукцию реализовывать под маркой монастыря, находящегося рядом.
Вообще же аналитики рынка отмечают, что продукция под монастырским брендом будет пользоваться у покупателей большим спросом, так как по своим качествам не хуже фермерской: натуральная, без всякой химии. Да и народ церкви доверяет. К тому же продукция под монастырскими "брендами" будет освящена.
В помощи не отказывают
А еще в монастырях возрождается традиция кормить голодающих и людей, попавших в трудную жизненную ситуацию.
- На Руси это в традиции церкви - когда голод, мор, война - в монастыре всегда можно было найти пропитание. Здесь всегда были склады продовольствия, чтобы кормить людей, - подчеркивает священник Роман Богдасаров. - Сейчас эта традиция восстанавливается. Люди остаются без работы и приходят к нам с просьбой помочь материально, трудоустроиться. И монастыри вынуждены расширять хозяйство для того, чтобы кормить тех, кто приходит, нанимают пришедших работать в своих хозяйствах. Для многих людей, особенно в глубинке, где работы нет, это большая помощь.
Не забывают нуждающихся и священнослужители нашей области. По словам пресс-службы Нижегородской епархии, бомжи и нищие столуются при монастырях ежедневно.
- Если летом бездомные люди часто ночуют под открытым небом, то осенью и зимой приходят в монастыри. Здесь их кормят, дают ночлег. Нижегородская епархия тесно работает с учреждениями социальной защиты. В случае необходимости оказывает помощь и отдельным районам области. Так, когда в 2010 году в Выксе были крупные пожары, Иверский монастырь организовал сбор вещей, продуктов для погорельцев, - рассказал "НН" иерей Алексий Пестрецов.
А вот к перспективам выхода со своей продукцией в торговые сети в Нижегородской епархии относятся осторожно.
- Крупных подворий при монастырях Нижегородской области довольно мало. Почти везде - это приусадебные хозяйства, на которых выращивают продукцию для себя. В Дивееве, к примеру, есть молочная ферма, там производят молоко, творог, сыры, - добавляет Алексий Пестрецов. - К тому же для выхода в торговые сети или крупные магазины нужны совсем другие технологические и санитарные условия. И потом, люди приходят в монастырь, чтобы посвятить свою жизнь Богу. А производство питания на продажу все-таки, скажем так, светское, мирское занятие.
Арина ОГУРЦОВА.