Совет Федерации удовлетворил просьбу президента Владимира Путина и разрешил использовать российские войска за рубежом. Военная операция в Сирии началась. Воздушно-космические силы РФ нанесли первые удары по объектам "Исламского государства". Почему России пришлось оперативно вступиться за Сирию?
Планировали давно
Решение о военной помощи Сирии было принято еще в августе, но отмашка была дана после консультаций с США, считают политики и эксперты. Решение о том, что правительству Сирии необходимо оказать не только военно-техническую, но и военную поддержку, пришло, когда стала очевидна неспособность коалиции во главе с США остановить экспансию ИГИЛ.
Судя по всему, летом Россия уже планировала операцию, по крайней мере, в августе, говорит главный редактор журнала "Россия в глобальной политике" Федор Лукьянов. "В конце августа начались активные визиты в Москву региональных лидеров и появились сведения о наращивании войск. Не то чтобы все было решено, но базовые решения тогда были приняты. Но многое зависело от позиции США. Операция в любом случае могла начаться, но ее масштабы могли видоизмениться в зависимости от реакции Барака Обамы. Видимо, американцы повели себя относительно сдержанно, и стороны решили не мешать друг другу", - говорит Лукьянов.
На самом деле решение стало созревать гораздо раньше, еще полтора года назад, считает член Комитета Госдумы по делам СНГ, бывший полпред России в ЕС Василий Лихачев. "Примерно полтора года назад было принято решение об уничтожении сирийского химического оружия, американцы воспользовались ситуацией и ослабили потенциал сирийского государства, поддержали оппозицию, - напоминает Лихачев. - Тогда в нашей стране начали размышлять о несправедливости этой ситуации, того, что американцы вмешиваются во внутренние дела других стран. Само существование этого конфликта было прямой угрозой национальной безопасности России".
То, что Россия в какой-то форме будет участвовать в сирийской войне, стало окончательно ясно две-три недели назад, когда начали поступать сообщения о подготовке сирийских войск, - было очевидно, что Сирии оказывается существенная военно-техническая поддержка.
Домой отрежут пути
На встрече в Нью-Йорке намерения России уже были очевидны. "Американцы должны были принять как факт планы России, речь уже, скорее, шла о необходимости согласовать действия двух стран, открыть каналы взаимодействия военных ведомств, чтобы не нанести урон друг другу. Россия не может допустить того, чтобы экстремисты появились на границах Таджикистана и Узбекистана", - рассуждает директор Центра комплексных и международных исследований НИУ ВШЭ Тимофей Бордачев.
В среду на совещании с членами правительства Путин объяснил свои действия так: Москва начала операцию в Сирии из-за угрозы со стороны россиян, вступивших в "Исламское государство". Нельзя ждать, пока те "придут в наш дом", сказал он, обещав не погружаться в войну с головой.
В Думе говорят еще об одном мотиве - возможной проблеме с беженцами. "Если не хотим столкнуться с потоком беженцев, то нам необходимо принимать превентивные меры", - прокомментировал секретарь генерального совета "Единой России" Сергей Неверов итоги рассмотрения Совфедом обращения президента.
Текущая задача - укрепить режим Асада, считает истинной целью военного вмешательства России Лукьянов. "Это означает, что мы будем воевать не только с ИГИЛ. Если мы защищаем Асада, нельзя выбрать, кого мы сейчас бомбим, ИГИЛ или других", - рассуждает эксперт. В итоге Россия в религиозном конфликте оказалась на стороне шиитов (создан пояс Россия - Иран - Ирак - Сирия). С одной стороны, это означает укрепление позиций, с другой - большинство за суннитами, а противостоять большинству - это риск", - отмечает Лукьянов.
По мнению главного научного сотрудника ИМЭМО РАН Владимира Дворкина, операция в Сирии может затянуться на многие месяцы. "Нужно показать результат, а ИГИЛ - это очень серьезная организация", - констатирует эксперт.
По материалам СМИ.