В некоторых регионах России в экспериментальном порядке "обкатывают" продовольственные карточки. Малоимущих они должны защитить от галопирующей ценовой инфляции. Хотя, как признал глава Минсельхоза РФ Александр Ткачев, в 2016 году вряд ли удастся удержать на прежнем уровне цены на целый ряд продуктов, в том числе и самый необходимый - хлеб.
Впрочем, цены на продукты питания растут и на финише 2015 года. Так, в октябре выросли в цене куриные яйца - на 22,2 процента, подсолнечное масло - на 12,6 процента, говядина - на 9,8 процента и белокочанная капуста - на 5,6 процента. Кроме того, на 4 с небольшим процента подорожали сливочное масло и мясо курицы. От 1 до 3 процентов "ценнее" стали лук-репка, греча, рис и сахарный песок.
В целом же с начала года лидируют по росту стоимости подсолнечное масло (34,4 процента), пшено (32,6), рис (30,4), мука высшего сорта (28,8), чай байховый черный (25,3), спреды (24,8), греча (24,7) и говядина (18,2).
Тем не менее, как отмечает руководитель Нижегородского УФАС Михаил Теодорович, по росту цен ни по одному наименованию социально значимых продуктов питания наша область не опережает другие регионы ПФО.
- Та модель контроля над ценами, которая у нас сложилась, хорошо себя показывает, - делает вывод руководитель УФАС. - И цифры являются свидетельством этому. Главное - подтверждается тенденция, которая сложилась в течение ряда последних месяцев: продуктовые цены живут своей жизнью, то есть на товарном рынке они перестали "нервничать и оглядываться" на смежные. Другая хорошая новость заключается в том, что сами рынки ведут себя с оглядкой на потребителя. Именно потребитель диктует ценовую ситуацию: здесь мы не видим признаков неведомой и невидимой руки.
На вопрос "НН" относительно того, почему в свете высоких урожаев гречки в стране цена на эту крупу не уменьшается, а, напротив, за последний месяц даже выросла, Михаил Теодорович ответил, что такая ситуация объективна.
По его словам, рынок для гречки чуть сократился за счет стран, потребляющих этот продукт, - Украины, Польши. Собран урожай, в который вложены конвертируемые усилия - трудовые и материальные (в частности, кредиты под посевную и уборочную кампании). Реализация произведенного должна покрыть все издержки производства. Ряд производителей пытается держать такую цену, которая позволит обеспечить рентабельность. Но все в конечном счете отрегулирует спрос потребителя, как уже было не раз.
Ольга СИНИЧКИНА.