Скажем сразу, слово "мо шенник" мы употребили в "обывательском" смысле: статья 159 я УК РФ, преду сматривающая ответст венность за мошенничест во, имеет ряд признаков, подлежащих доказыванию .
Но нам, грешным, в тонко стях разбираться незачем: кто обманом денежки вы тягивает из наших (или не наших, а соседских) карма нов, тот и мошенник .
Это присказка, а сказка на чалась на улице Бекетова полтора года назад, когда директор ломбарда написал в милицию заявление на свою кассиршу 20 летнюю девушку, довольно милую и вполне домашнюю: Девочка Аня (имя мы меняем из соображений гуманности) не принадлежала к числу молодых людей, при упоминании которых у милиционеров начинается нер вный тик. Аккуратная и трудолю бивая, к тому же потомственная, так сказать, сотрудница ломбарда (в этой системе трудилась и ее мама), работала девочка так, что нарадоваться начальство не мог ло. Работала честно до тех пор, пока не попал в беду ее жених: Любовь зла, сплошь и рядом смирные тихие девочки без па мяти влюбляются в романтиче ских флибустьеров, темными но чами берущих на абордаж оди ноких пожилых женщин на ули цах (а то ведь мужик, чего добро го, сдачи даст!), а когда десятеро на одну так и не только пожи лых. Короче, долго ли коротко ли, но "подлетел" Анин ненагляд ный за разбойное нападение: Потом, уже на следствии, де вушка утверждала, что мил дру жок ее ни при чем, что схему отъ ема излишков у родного заведе ния придумала она сама. Что ж, скорее всего, так и было: наши доморощенные "джентльмены удачи" не отличаются особым ин теллектом, а квалифицированная жульническая схема требует ка ких никаких мозгов: Однако и влияния судимого приятеля отри цать не приходится. В главном: скорее всего, именно он выучил Аню относиться к закону, как к чему то не слишком обязатель ному для исполнения .
Дальше от лирики переходим на суровый язык фактов: в тече ние года Анюта подделала 18 за логовых билетов, "нагрев" род ную контору на 216 491 рубль 81 копейку. Схема, по которой работала барышня, была проста до безобразия. Берется рублевая сережка. Оформляется залого вый билет на совершенно левую личность, причем сама сережка оценивается в изрядную сумму .
Выписывается чек на виртуально го закладчика. А сумма залога спокойно кладется в карман. За тем, во избежание неприятно стей, по истечении срока, залог продлевается, потому якобы сданная вещь не выставляется на торги, а лежит себе спокойно в хранилище, упакованная и недо ступная для чужих глаз. Схема на столько проста и настолько "на поверхности", что отследить ее практически невозможно: по крыловскому принципу "сло на то и не приметил". Единствен ная трудность оформление пас портных данных закладчика, так тоже ничего непреодолимого: в компьютерных базах любого ломбарда десятки "одноразовых" вкладчиков, когда то что то сда вавших, но с той поры в заведе нии не появлявшихся: Аню подвело чувство меры: вещь, обычная для жуликов тако го сорта. Продленные залоги, не продленные залоги, имена, пас портные данные когда бумаг слишком много, какую нибудь да оформишь неправильно. Дирек тор ломбарда что то заподозрил и обратился в милицию. В ящиках хранения оказалась в лучшем случае грошовая бижутерия, не сколько человек, на которых были оформлены залоги, сдела ли большие глаза, а упоминав шийся в начале главки женишок, на которого была выписана со лидная доля документов, бес страшно, как истый Ромео, от крестился от возлюбленной страшным заклятием .
В итоге всеми брошенная де вочка оказалась на скамье подсу димых и получила условно 4,5 года по 160 й статье УК "При своение вверенного имущества" .
Причем права занимать опреде ленные должности ее не лишили
Что ж, суду виднее: Мы уже неоднократно обра щали внимание на некоторые огрехи (если это, конечно, огре хи!) нашего законодательства.
Так, в Федеральном законе о ломбардах ("НН" об этом расска зывали в одном из ежедневных номеров) черным по белому прописаны следующие милые вещи: "конфиденциальная ин формация (в том числе) сведе ния, полученные от заемщика, сотрудники ломбарда не вправе предоставлять третьим лицам. За нарушение: сотрудники: несут ответственность по действующе му законодательству"
Поясним: во первых, соглас но статье 137 УК РФ "незаконное распространение сведений о ча стной жизни лица: наказывается штрафом до трехсот тысяч руб лей: либо арестом на срок от четырех до шести месяцев". А во вторых в число "третьих лиц", при которых нужно помал кивать под страхом уголовного преследования, входят сотрудни ки правоохранительных органов .
Потому то, по словам сотруд ников оперативно разыскной части № 7 Нижегородского ГУВД, некоторые, хотя и не все ломбарды представляют собою нечто вроде легальных скупок краденого .
Схема продаж отработана уже годами. Особенно это каса ется ночных ломбардов, не очень многочисленных в городе. Сда ются краденые вещи, как прави ло, по одному паспорту. Оцени ваются обычно не слишком до рого: наркоману (а более 60 процентов ночных воришек ищут невеликие деньги на дозу) много не надо: Известен случай, когда в один день по одному паспорту в ломбард были сданы: четыре дубленки! За "гигантскую" сумму в две тысячи целковых: О бес численных мобильных телефо нах, сережках, колечках и про чей мелочи уже и речи нет: Ломбардам подобные покупки очень выгодны: ведь подобная мелочевка, как правило, не выку пается, а сдают ее по бросовым ценам. Так что прямой резон со трудникам исполнять закон: Вторжения милиции и, соот ветственно, изъятия заведомо не праведно добытых вещей случают ся нечасто. Так, Автозаводской прокуратурой не так давно были санкционированы обыски: "всплы ли" вещи с убийств: Руководство ломбардов противилось до по следнего, однако обыски все же были проведены, награбленное и проданное изъято. А вот тех, кто их покупал, не удалось обвинить даже в нарушении правил торговли по той простой причине, что они ничего не нарушали: Но ломбард при всех его раз веселых особенностях это еще полбеды. Беда и для милицио неров и, втрое, для десятков ограбленных, обворованных ни жегородцев это скупки .
Причем если на ломбарды хоть какая то управа есть, то вла дельцы скупок сами себе хозяе ва. Купить ведро мобильных те лефонов у какого нибудь пар нишки, с голодными глазами ал чущего дозы да самое милое дело! И вовсе необязательно вы яснять у "продавца" происхожде ние товара, достаточно заплатить ему поменьше. Он продает за ведение покупает, криминала ни какого: Конечно, есть риск, что мобильник в самый неподходя щий момент будет "пробит" ми лицией, и тогда, как говаривал не забвенный товарищ Швондер, "блистающий меч правосудия сверкнет красным лучом". Но где меч там и щит: барыга нынче ум ный пошел, купленные им моби льные телефоны мгновенно "пе репрошиваются" и, соответст венно, становятся недоступны для отлаженных в последнее время методов сыска .
Простой пример, по словам оперов ОРЧ 7, классический: при проверке соблюдения пра вил торговли у владельца скупки обнаружили 21 подозрительный телефон. Более чем у половины оказался изменен соответ ственно, установление законных владельцев сделалось почти не возможным. В трех случаях вла дельцев все же установили все эти мобилы оказались с уличных грабежей. Еще по нескольким работа продолжается: В резуль тате владелец получил: некото рую нервную встряску больше ему предъявить оказалось нече го. А вот на сыщиков он написал кучу заявлений во все места, ка кие сумел придумать: в суды, про куратуры, в УСБ: В наиболее же "сомнительных" случаях обви нил: продавцов: они де по соб ственной инициативе "переши вали" мобилы или скупали "подо зрительные" телефоны. Продав цы же валили на хозяина: Коро че, виноваты, как всегда, оказа лись сыщики, причем в клевете: Рассказывая вынужденно сжато об официальных местах скупок и проблемах, связанных с ними, мы постоянно держали в памяти другое. Путь кольца до ломбарда или мобильного теле фона до скупки проходит порою по кровавому следу. Уличный грабитель идет на дело, прекрас но зная, что реализовать свой то вар он сможет в течение неско льких часов, а порою и минут, со ответственно, риск "засыпаться" если и не ничтожен, то вполне "приемлем" .
А ведь он уличный, неквали фицированный, он избивает, по рою даже убивает свою жертву за ничтожный "выигрыш". Лишь бы он был: избавиться от награб ленного можно почти мгновен но, а если мало покажется: что ж, как говорится, "одна убитая старушка рубль, две уже два:" Рассуждать можно долго и па фосно. Скажем только, что не от хорошей жизни в ГУВД создана целая ОРЧ, специально занима ющаяся перекрытием мест сбыта краденого. Только работа сыщи ков предельно затруднена писа ным законом. Проигрываем мы, рядовые граждане, потенциаль ные жертвы законов, поддержи вающих выше описанный "малый бизнес". Раньше он фарцовкой назывался:
Автор благодарит сотруд ников Советского РУВД, ОРЧ 7 ГУВД Нижегородской области и лично полковника милиции Вла димира Мытарева за помощь в подготовке материала