Законодательные нововведения должны упорядочить работу общественного транспорта

Законодательные нововведения должны упорядочить работу общественного транспорта

Как-то знакомый водитель автобусов междугороднего сообщения признался, что за баранкой он уже двое суток. За это время спал всего четыре-пять часов. А завтра ему снова в рейс: заменить его некому - сменщик заболел, а потом, если появилась такая возможность, то почему не заработать лишние деньги.

Обед - по расписанию

Были такие случаи и в других городах. К примеру, в Омске: водитель отработал положенную смену на регулярном маршруте, а потом его сразу поставили на заказной рейс - отвезти работников с птицефабрики в пригородный населенный пункт. Уставший, отработав положенную смену в жару, он вынужден был совершить не запланированный по нормам труда и отдыха рейс, который закончился ДТП.
- Я общался с руководителем предприятия, который утверждает, что они так выживают и вынуждены стимулировать людей, чтобы они могли нормально заработать. Это, к сожалению, происходит каждый день, - констатирует Николай Асаул, заместитель министра транспорта РФ.
С 1 ноября водители городских и пригородных автобусов получили возможность делать дополнительные перерывы во время смены. Это предусматривают внесенные поправки в Положение об особенностях режима рабочего времени и времени отдыха водителей автомобилей. Прежде всего они коснулись тех шоферов, кто задействован на регулярных маршрутах.
Смена по-прежнему разделена на две части. Однако первая половина рабочего дня не должна длиться более пяти часов. После этого водитель не только имеет право, а даже обязан отдохнуть. Если же он находится за баранкой более четырех часов без перерыва, то ему обязательно нужно дать отдохнуть от дороги хотя бы минут пятнадцать. Это должно закладываться в расписании. Кроме того, министерство транспорта рассматривает предложение увеличить время основного отдыха между первой и второй частями трудового дня с двух до трех часов, не считая обеда. Это время водитель может использовать для того, чтобы, к примеру, подремать в комнате отдыха. Но чтобы это положение вступило в силу, отраслевые профсоюзы должны внести его в коллективный договор.
За тем, чтобы водители не перерабатывали, должны следить тахографы, оснащать которыми автобусы должны были начать с 1 апреля 2014 года. А для возмещения затрат автоперевозчиков на установку этих приборов разработаны механизмы их компенсации за счет сумм страховых взносов. Более того, допускается приобретение страхователями, осуществляющими пассажирские и грузовые перевозки, тахографов за счет сумм страховых взносов в размере до 20 процентов.
Правда, недобросовестные перевозчики и здесь находят лазейки. К примеру, ставят аналоговый тахограф без карты памяти, на которую должна записываться информация о труде и отдыхе водителя.
Предполагается, что в перспективе режим работы с перерывами на отдых распространится и на частных перевозчиков.

Одна база на всех

Не раз приходилось видеть, как лихой водитель маршрутки проскакивает мимо остановки с "голосующими" там людьми. Были также случаи, когда общественный автотранспорт, исключительно по желанию "водилы", не доезжал до конечной остановки или менял маршрут во время рейса. С этим намерены бороться.
Минтранс собирается создать единую базу автобусных маршрутов со всеми остановками, станциями и вокзалами по всей стране, которая была бы доступна каждому пассажиру посредством Интернета.
Кроме того, отследить движение автобусов или троллейбусов пассажиры в будущем получат возможность прямо на остановке с помощью мобильного телефона.
- Некоторые регионы совместно с интернет-компаниями уже начинают внедрять такую функцию для мобильных приложений, для чего используют систему ГЛОНАСС, - рассказал заместитель министра транспорта России. - Пассажиры могут планировать свое время. Такой сервис нужно внедрить и на межрегиональных, междугородных маршрутах. Я думаю, это следующий этап, как только появится реестр, можно к нему привязывать подвижной состав с помощью ГЛОНАСС и "мониторить" его передвижение. Тогда можно будет и нарушения водителями выявлять без проблем. Например, когда "маршрутчики" начинают откровенно "бомбить", что наказуемо. В Москве, например, за это предусматривается даже арест автобусов.
В Нижегородской области разработана региональная навигационно-информационная система (РНИС). Одна из ее составляющих - подсистема мониторинга и управления пассажирскими перевозками на автомобильном транспорте для обеспечения безопасности перевозок, повышения качества и контроля за транспортными услугами посредством использования современных информационно-телекоммуникационных технологий и технологий спутниковой навигации ГЛОНАСС. Только вот предназначена она отнюдь не для пассажиров, а для контролирующих транспорт органов.
Сейчас в ряде городов на остановках появились специальные электронные табло, на которых обозначается время подхода сюда общественного транспорта.
- Такое табло я видел в Новочебоксарске, - рассказал знакомый водитель. - Тем, кто за баранкой, это не мешает, а для пассажиров новинка очень удобна. Причем мы из интереса проверили: троллейбусы и автобусы подкатывают точно в назначенный срок. Так что время это не ориентировочное, а вполне реальное. Что же касается "бомбил", они и в Нижнем Новгороде есть. Некоторые из "маршруточников", отработав сначала на "дядю" - в счет арендной платы хозяину, - оставшуюся часть дня вкалывают на себя.

Перейдут на госконтракт

Кстати, о "бомбилах". Ведомство собирается предоставить регионам полномочия самостоятельно определить места, где заказным автобусам будет запрещено осуществлять посадку-высадку пассажиров. Например, у вокзалов, гостиниц, у крупных транспортных или общественно-деловых зон.
- Нужно бороться не с формой, а с тем, что нам мешает, - подчеркивает Николай Асаул. - А мешает то, что такие водители стоят в неположенных местах, там же, где и легальные автобусы, и конкурируют с ними, отбирая пассажиров, но предоставляя некачественную, небезопасную услугу.
Что же касается внутригородских маршрутов, то там будет внедряться новая схема работы - госконтракт. То есть город (или муниципалитет) "нарезает" маршруты, определяет точки, которые нужно связать перевозками, заказывает то или иное количество подвижного состава, платит за эту работу перевозчику, а себе берет плату за проезд с пассажиров.
- При такой схеме перевозчик не думает о том, выгодный маршрут или невыгодный, сколько он перевез пассажиров, не ждет, когда автобус наполнится, - отмечает Николай Асаул. - Задача перевозчика - поставить автобусы хорошего уровня и соблюдать расписание.
Такая схема позволит перевозчику рассчитывать свою финансовую модель, снизить риски, а заказчик транспортной работы сможет контролировать, какие маршруты реально востребованы, а какие нет, подчеркивает чиновник.
Грядут и другие перемены. Так, с января 2016-го на основании единого реестра перевозчикам будут выдаваться свидетельства на обслуживание маршрута и карты на транспортное средство.

Диспетчеров отрегулируют

Нижегородцам, регулярно пользующимся услугами такси, наверняка знакома ситуация: на мобильный приходит сообщение о том, что вас ожидает "серебристый Рено Логан", а приезжает на вызов отечественная "пятерка" с абсолютно другим номером и битком набитым багажником. Или же к дому подкатывает авто, не оборудованное детским сиденьем, а вам ребенка везти, о чем вы не преминули уведомить диспетчера… В этой сфере федеральное ведомство также намерено навести порядок.
Сейчас проходит обсуждение законопроект, предусматривающий, что регионы смогут сами устанавливать дополнительные требования безопасности и комфорта, например, к цвету кузова легкового такси и срокам его эксплуатации, к водителям и специалистам фрахтовщика, а также к тарифу на оказание услуг.
Минтранс предлагает ввести регулирование деятельности лиц, осуществляющих прием и передачу заказов на перевозку пассажиров и багажа легковым такси. Чиновники считают, что проверять наличие лицензии и разрешения нужно не раз в год, а регулярно.
В ведомстве отмечают, что если так называемая "диспетчерская" предлагает услугу по перевозке легковым такси, значит, она обязана проконтролировать, чтобы эта услуга оказывалась качественно. Это можно делать, ежедневно проверяя наличие разрешения в режиме онлайн. Те лицензии, которые приостановлены, должны тут же "выпадать" из базы доступных заказов. Заказ такси через Интернет должен регламентироваться законом, считает Николай Асаул. Ввести же электронный реестр такси в открытом доступе на своем официальном сайте - прямая обязанность регионов.
Перед законом должны быть все равны - и муниципальное предприятие, занимающееся перевозкой пассажиров, и частник. Хотя в действительности ответственность у нас дифференцированная. Почему некоторые перевозчики оформляют свои транспортные средства на физических лиц, таким образом уводя в "тень" грузовые и пассажирские перевозки. Новые законодательные инициативы тоже должны будут этому положить конец.

Ольга СИНИЧКИНА. Фото Александра ВОЛОЖАНИНА.

Компетентно

Дмитрий РЯБУШЕВ, начальник отдела автомобильного транспорта министерства транспорта и автомобильных дорог Нижегородской области:
- Согласно постановлению регионального правительства, принятому в сентябре текущего года, договоры об организации и осуществлении регулярных перевозок пассажиров автотранспортом общего пользования в межмуниципальном сообщении на территории региона, заключенные по итогам открытого конкурса или на условиях временного допуска, действовавшие по состоянию на 14 июля 2015 года, распространяют свое действие до даты выдачи перевозчикам карт маршрута регулярных перевозок в соответствии с ФЗ.
Деятельность по перевозке пассажиров и багажа легковым такси осуществляется при условии получения юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем разрешения на данный вид деятельности. В региональном министерстве транспорта и автомобильных дорог созданы все необходимые условия для выдачи разрешений на осуществление деятельности по перевозке пассажиров и багажа легковым такси в соответствии с действующим законодательством. Работа по данному направлению началась в сентябре 2011 года. По состоянию на 1 ноября текущего года выдано 20 144 разрешения, в том числе 4498 разрешений и 175 дубликатов в прошлом году и 1243 - в текущем. Реестр таких разрешений также размещен на официальном сайте регионального министерства.

Комментарий

Андрей ЖУРАВСКИЙ, пресс-секретарь департамента транспорта и связи администрации Нижнего Новгорода:
- У водителей автобусов, работающих на регулярных городских автобусных маршрутах, в соответствии с трудовым договором и по согласованию с представительным органом работников МП НПАТ, установлен суммированный учет рабочего времени. С согласия водителей их рабочий день может быть разделен на две части. Такие "разрывные" графики предусмотрены для увеличения числа автобусов и, как следствие, сокращения интервалов в утренние и вечерние часы пик. Перерыв между двумя частями рабочего времени в настоящее время установлен не позже чем через четыре часа работы после начала рабочего дня. Продолжительность перерыва без учета времени для отдыха и питания составляет не более двух часов, с учетом обеденных перерывов - не более четырех часов.
Изменения в Положение об особенностях режима рабочего времени и времени отдыха водителей… позволят сделать расписание движения на отдельных маршрутах более гибким, увеличить количество выполняемых рейсов в часы пик, перераспределить время обеденных перерывов на маршрутах на более поздний (с наименее пиковой нагрузкой) период. При этом график работы водителя автобуса, как и продолжительность рабочей смены, принципиально не изменится, так как требования к нормам рабочего времени водителя не изменились. То есть при суммированном учете рабочего времени продолжительность рабочей смены водителей не должна превышать 10 часов (а в отдельных случаях 12 часов по согласованию с представительным органом работников), а сверхурочные работы не могут превышать для каждого водителя четырех часов в течение двух дней подряд и 120 часов в год.

Кстати

Реестр автобусных маршрутов межмуниципального и пригородного сообщения на территории Нижегородской области размещен на официальном сайте министерства транспорта и автомобильных дорог Нижегородской области http://www.mintrans.government-nnov.ru.

Следите за нашими новостями в удобном формате