Тамара Ивановна Филипко - инвалид второй группы, живет с взрослым сыном-инвалидом первой группы в интернате для престарелых. Эта семья, всегда обладавшая жизненным оптимизмом и проявляющая настоящую силу духа, сегодня неожиданно предстала перед нами в подавленном состоянии.
Как дрова вез…
И если до сих пор мать и сын не жаловались на жизнь и умели ей радоваться, то сегодня их не узнать. И беспокоят их не столько увечья, которые получила Тамара Ивановна из-за неосторожного водителя автобуса, сколько отношение тех, кто мог и обязан был помочь.
"Лихую езду мне пришлось пережить в июле. Нет рядом с нашим интернатом "Зеленый город" аптеки, почты, поликлиники. Вот и поехали мы в Нижний Новгород утром маршруткой № 204. За рулем был седой, в возрасте человек лет 50, видимо, с большим стажем вождения: гнал маршрутку так, что пассажиры говорили ему известную фразу: "Дрова, что ли, везешь?" Мы сели на автобус на остановке "Дом престарелых", когда все места уже были заняты, кроме двух, в конце салона.
На кочках трясло так, что головой можно было касаться потолка, волосы разлетались от ветродуя. Какая-то старушка кричала от страха: "Не довезет он нас нонче до Горького-то!" Водитель продолжал наслаждаться быстрой ездой. На повороте он чуть не врезался в фуру, резко затормозил. Я решила пересесть на освободившиеся места впереди на остановке "Опалиха". Только мы встали, как автобус рванул с места и сразу же резко затормозил. Я летела до кабины со скоростью такой, что не успевала схватиться ни за одну ручку на сиденьях. Стукнулась лицом о длинный поручень, где сидела кондуктор, упала грудью и опять головой, потом спиной, так как водитель продолжал мчаться. Кто-то сказал, что у меня хлещет кровь из уха, и подал салфетку.
Никто, в том числе и кондуктор, не подал мне руки, чтобы я могла подняться, сама вползла на переднее сиденье. Пассажиры были в каком-то шоке. В автобусе до самого Нижнего стояла тишина, а водитель только спросил: "Выйти, что ли, хотела?"
Послали домой
Разбила я и спину, и грудь, сломала ребро, повредила челюсть. Когда наутро у меня стали выпадать зубы и я вся почернела от шеи и до живота, болели и ноги, и все тело даже от одежды, касающейся кожи, я отправилась в травмпункт вместе с сыном. Мы везде ходим вместе, оставить инвалида я не могу. В травмпункте районной поликлиники № 21 у меня обнаружили обширные гематомы, перелом ребра, контузии уха и левого глаза. Есть справка. Сейчас я не могу лечь на левый бок. Маммографию по направлению поликлиники я ждала четыре месяца: странно, что все время говорят, что ее нужно делать всем женщинам почаще. МРТ челюсти не смогла сделать, нет у меня на это средств. Окулист и лор, видя гематомы и кровь, ответили, что все нормально. Хрусталик цел, перепонка не повреждена. Дескать, идите домой. Семь операций на глаза, которые я делала прежде, наверное, состояние не ухудшат. "С вами все, идите домой".
Был один человек, который выглядел заинтересованным в помощи, - следователь УВД Кстовского района по дорожным происшествиям. Попросил быть на месте, никуда не уходить, что он приедет. Но не приезжал до сентября, пока я не обратилась в центр правовой помощи.
Суд да дело
Юрист Марат Семьянов посоветовал обратиться в суд, связавшись с организацией, где работает водитель. Мои письма ушли в никуда, оставшись без ответа. Я не уверена, что меня и в суде кто-то защитит, упала-то, естественно, сама… Хотелось бы иметь финансовую поддержку на лечение зубов и анализы, восстановление вестибулярного аппарата".
Пострадавшая не надеется на то, что пережитые ею шок и боль компенсируют, если будет в конце концов суд, он решит, кто за что отвечает. Но вопросы остаются, тем более что ситуация оказалась типичной. После этого ЧП пострадала от маршрутки того же направления медсестра интерната. Упала, потому что водитель не дождался, когда пассажир выйдет из автобуса. До сих пор она в гипсе.
Почему в маршрутке, где ехали другие пассажиры, где был кондуктор, никто не оказал помощь человеку, который к тому же сам инвалид и сопровождал второго инвалида? Почему не вызвали неотложку водитель или кондуктор? И есть ли границы человеческого равнодушия для тех, чьи планы нарушаются, когда внезапно незнакомому человеку рядом требуется поддержка?
Вера ЧЕБОТАРЕВА.
Комментарий
Мария СМЕКУН, адвокат:
- Как действовать в подобных случаях? Заведомое оставление в беспомощном состоянии по статье 125 УК вообще уголовно наказуемое деяние. Невозможность принять меры самостоятельно ввиду инвалидности, болезни пострадавшего усугубляет вину как водителя, так и кондуктора. Они имели возможность оказать помощь, поэтому они должны будут отвечать и по Гражданскому кодексу, статье 1064, причиненный вред возместить в полном объеме. Ответственность за своих работников несет перевозчик, поэтому нужно было писать ему претензию и, если в десятидневный срок не получен ответ, обратиться в Роспотребнадзор, который наложит штраф на фирму, к которой относится маршрутка.