На финансовый выигрыш от чемпионата мира по футболу Россия может не рассчитывать.Доходы России от проведения ЧМ по футболу 2018 года будут более чем в 10 раз ниже затрат на его организацию. При этом выручка, которую получит FIFA, составит рекордные 6,4 миллиарда долларов.
Все флаги к нам
Основная выручка при организации ЧМ складывается из продажи телевизионных прав на трансляцию матчей, поступлений от основных спонсоров, продажи лицензионных прав на использование символики чемпионата мира, продажи билетов непосредственно на матчи и лицензирования гостиниц, которые будут принимать болельщиков.
По прогнозу аналитиков компании Swiss Appraisal, специализирующейся на оценке бизнеса и инвестиционных проектов, совокупная выручка от продажи билетов в России на 64 матча чемпионата составит 782 миллиона долларов - большая часть этих денег по аналогии с предыдущими чемпионатами, скорее всего, останется в России.
Цену на билеты определяет FIFA, она же вместе с РФС будет заниматься их продажей. Стоимость билетов будет объявлена в 2017 году. Модель, просчитанная Swiss Appraisal, предполагает, что матчи чемпионата мира в России посетят 3,35 миллиона человек, из которых 1,5 миллиона - иностранцы. При этом средняя стоимость билетов, не считая льготные категории, будет выше, чем в Бразилии и ЮАР, - от 140 долларов на самые дешевые места на играх группового этапа до 1890 долларов на топ-игры.
Телеправами на все соревнования, принадлежащими FIFA, включая чемпионаты мира, занимается базирующееся в Цюрихе подразделение FIFA TV. Продажи телеправ и поступлений от спонсоров приносят организаторам гораздо больше, чем продажа билетов на матчи. Эти две статьи принесут FIFA в 2018 году более 5 миллиардов долларов. Согласно прогнозам, суммарная телеаудитория первенства составит 3,3 - 3,6 миллиарда человек более чем из 200 стран мира.
И бренд - товар
По подсчетам Swiss Appraisal за четырехлетний цикл, перед чемпионатом мира в России спонсоры принесут FIFA чуть более 2 миллиардов долларов (перед ЧМ Бразилии FIFA получила от спонсоров 1,629 миллиарда).
У FIFA шесть основных спонсоров (в частности, Adidas, Coсa-Cola, Sony, Visa) и восемь второстепенных (Budweiser Johnson & Johnson, McDonald's и др.). С 2015 по 2018 год официальным партнером FIFA выступает "Газпром". Стоимость спонсорских пакетов FIFA не тайна: по данным Forbes, "главные спонсоры" ежегодно платят от 25 миллионов до 50 миллионов долларов. Спонсоры "второго уровня" платят ежегодно от 10 миллионов до 25 миллионов долларов.
Стоимость продажи лицензии на использование логотипа чемпионата мира напрямую связана со стоимостью самого бренда "Чемпионат мира по футболу 2018 года". По оценкам Swiss Appraisal, бренд чемпионата имеет высокий рейтинг ААА, величина ставки роялти на использование бренда составляет 5 процентов от выручки. Общая выручка от продажи лицензии на использование бренда составит 146 миллионов долларов, прогнозирует компания.
Российская сторона ожидаемых доходов от проведения чемпионата мира не раскрывает. Глава оргкомитета ЧМ-2018 Алексей Сорокин в октябре 2015 года говорил, что российский оргкомитет не работает над составлением прогнозов по выручке от мундиаля. По его мнению, долгосрочный экономический эффект пока оценить невозможно, главное - это имиджевые "последствия".
По материалам СМИ.
Между тем
Затраты России на мировое футбольное первенство еще в августе 2014 года оценивались в 16,8 миллиарда долларов (620 миллиардов рублей), что было выше бразильских затрат - 13,6 миллиарда долларов. Однако из-за скачков курса валют, несмотря на рост рублевых затрат, расходы в долларовом эквиваленте существенно сократились - до 9,62 миллиарда (664,1 миллиарда рублей).