И гаишная база порою бессильна

И гаишная база порою бессильна

  • На смену молотку - сварка

Доходный бизнес придумали себе приезжие из нижегородской глубинки. Они, как на работу, регулярно приходили к проходным предприятия ОАО "ГАЗ", где, практически не таясь, присматривали для угона автомобили марки "Лада Приора".
Если по цвету, году выпуска и комплектации машина подходила жуликам, они заносили ее регистрационный номер и место парковки себе в блокнот. А на следующее утро ловили момент, когда владелец авто ставил его на сигнализацию. Сканер считывал код и сохранял его в памяти электронного устройства. Затем автоворы без особого труда снимали машину с сигнализации и перегоняли ее заказчику.
Преступную группу оперативникам удалось задержать после того, как к нижегородским сообщникам прикатил из Татарстана постоянный заказчик и покупатель угнанных "Приор". Он скупал у граждан России паспорта технических средств (ПТС) на автомобили этой марки, которые после ДТП уже не подлежали восстановлению. А потом заказывал у нижегородских подельников машины, аналогичные списанным по цвету, году выпуска и комплектации.
Сыщики выяснили, что в гараже заказчик переваривал панели с маркировочными номерами основных агрегатов с битых машин на вновь поступающие после угона.
Нижегородской полиции удалось доказать около 30 преступных эпизодов. Предварительное следствие по этому уголовному делу завершено, материалы направлены в суд…
Как рассказал "НН" начальник 11-го отдела управления уголовного розыска ГУ МВД РФ по Нижегородской области Алексей Рыбаков, в настоящее время жулики действительно все реже перебивают номера агрегатов авто с помощью молотка и специнструментов. Теперь в воровскую моду вошло менять их при помощи приваривания всей номерной панели под новый или снятый с разбитой машины ПТС. А выявить такую замену даже специалистам бывает сложно.
Подполковник Рыбаков вспоминает, что однажды к экспертам на исследование была доставлена автомашина BMW-X5. Были подозрения, что она имеет измененную маркировку, хотя спецы вначале ничего подозрительного и не обнаружили. И только потом, когда уже для чистоты эксперимента к экспертам подогнали несколько таких машин, те установили, что маркировка все-таки была изменена путем удаления слоя металла, после чего она заново была нанесена.

  • Трудности распознавания

По словам подполковника Алексея Рыбакова, такая узкая специализация автоугонов все же скорее исключение, чем правило. Хотя в Нижнем Новгороде есть свои особенности. Так, если в нижней части города (в Московском, Канавинском, Ленинском и Автозаводском районах) крадут чаще всего детища отечественного автопрома, то в нагорной части - иномарки элитного класса, а в Сормове - зарубежные машины среднего класса. И сегодня не наблюдается массовых хищений каких-либо автомашин, как это было, например, в 2012 году, когда в Нижегородский регион наезжала группа кочующих гастролеров - спецов по автохищениям. Алексей Рыбаков говорит, что тогда в течение полутора месяцев у нас в городе и области были похищены девять автомашин престижных марок Land Cruiser 200 и Lexus LX-570.
Эту группу взяли в другом регионе России. Украденные автомобили оперативники изымали и возвращали законным владельцам, проживающим в разных регионах России. Новые владельцы дорогих иномарок спокойно ставили на учет в ГИБДД приобретенные "тачки", не предполагая даже, что это машины с измененной маркировкой. Трудности, связанные с ее распознаванием, дали некоторым владельцам угнанных авто повод усомниться в добропорядочности сотрудников РЭУ ГИБДД. А ситуация объяснялась тем, что в комплекте к этим иномаркам жулики предоставляли покупателям оригинальные ПТС от завода-изготовителя, по которым они меняли номера основных агрегатов. "Пробивать" по базам ГИБДД их было просто бесполезно.

  • Помогут тайники

- С начала этого года серийность автокраж в Нижегородской области прослеживалась только по иномаркам среднего класса, таким как Hyundai Solaris и KIA Rio. Это две марки машин, которые пока лидируют по числу хищений, - продолжает Алексей Рыбаков.
Практически на нет, по словам эксперта, за последнее время сведены кражи машин из гаражей. Связано это, скорее всего, с дополнительными сложностями для воров - со сломом гаражных дверей. А с другой стороны, сейчас немало автомобилей паркуется под открытым небом. И это только на руку угонщикам. Хотя и во дворе можно обезопасить свою "тачку".
- Из простых, что называется, народных способов я бы предложил автолюбителям в качестве дополнительного средства против угона ставить на свой автомобиль какое-нибудь механическое запирающее устройство, - советует начальник отделения 11-го отдела управления уголовного розыска ГУ МВД РФ по Нижегородской области Евгений Калашников. - Например, устройства, блокирующие руль, коробку передачи скоростей или педали. Если машина не слишком дорогая, уважающий себя вор не станет с таким устройством возиться.
Впрочем, по словам Евгения Александровича, он помнит два случая, когда в одном из них авто все-таки угнали с таким блокирующим устройством на руле. А в другом - похитили с блокиратором коробки передачи скоростей.
- Жулики просто выжали в этом отечественном автомобиле сцепление и взяли его с помощью "ГАЗели" на буксир, - поясняет Калашников. - А все потому, что машина была слишком нарядная и тем самым привлекла внимание жуликов.
По словам же Алексея Рыбакова, сегодня производят немало электронных устройств, по которым можно отследить местонахождение авто. Они достаточно компактны, и их можно поместить в труднодоступное для глаза злоумышленников место.
- У меня в практике был случай, когда Mitsubishi Lancer X полгода числился в угоне. Когда его решили поставить на учет, на смотровой площадке это выяснилось. По его VIN-коду (идентификационному номеру транспортного средства) мы выяснили инициатора розыска, а через него - владельца. И когда он приехал и стал осматривать машину, вспомнил, что в потаенном местечке багажника хранил бутылку дорогой водки "на всякий случай". Уже посетовал было на то, что или угонщики, или полицейские наверняка заначку присвоили. Но испытал приятный шок оттого, что его бутылка осталась на месте.
Это, по словам Алексея Анатольевича, пример того, что и противоугонное электронное средство можно спрятать так, что похитители его не заметят.

  • Избежать кота в мешке

- Одна из "Тойот" была оснащена GPS-трекером, что позволило нам по просьбе коллег из Республики Беларусь установить местоположение автомобиля в гараже-отстойнике, расположенном в Нижегородской области, - говорит Евгений Калашников. - Наши опера туда выехали, изъяли машину, задержали злоумышленников (тех, которые ее похищали, и тех, кто готовил ее к продаже) и впоследствии передали украденное авто представителям белорусской милиции для возврата владельцу.
На вопрос, что же нужно сделать для того, чтобы, приобретая машину, не купить кота в мешке, подполковник Алексей Рыбаков посоветовал:
- На нижегородском авторынке есть частные конторы, которые оказывают подобные услуги, - разумеется, не бесплатно. Там работают бывшие эксперты, оперативники и сотрудники РЭУ ГИБДД. Реально убедиться в том, что в покупаемой машине изменена маркировка, можно только с помощью эксперта. Путем исследований (например, по толщине лакокрасочного покрытия) он может дать вам гарантию, что приобретаемый автомобиль имеет первичную заводскую маркировку. А еще, подключившись к блоку управления двигателем, вытянуть из него информацию о VIN-коде завода-изготовителя. Поэтому бытовавшее ранее утверждение, что если "пробить" автомобиль по базе ГИБДД, то обязательно узнаешь, не находится ли он в розыске, сегодня уже неактуально.
Константин ШИШАРИН. Фото Александра ВОЛОЖАНИНА.

  • В тему

Если вы приобретаете автомашину и при проверке ее электронного блока вдруг обнаружили, что информация с него не считывается, это должно служить вам первым звонком: с этой машиной что-то не так.

  • Кстати

В отличие от карманников, которые раньше считались элитой преступного сообщества, среди автоворов практически не встретишь наркоманов и опустившихся пьяниц. По словам оперативников, занимаются этим криминальным промыслом люди достаточно образованные и отнюдь не глупые, которые "на работе" даже не пьют. Они непременно соблюдают все меры воровской предосторожности.
Что касается "профессиональных" автоворов, которые похищают машины подороже, только стоимость используемого ими оборудования, как правило заграничного, порой достигает 30 тысяч евро.

  • Цифры

За 10 месяцев с начала этого года в Нижегородской области было зарегистрировано 516 краж авто- и мототранспорта. Полиция раскрыла 132 из них. Раскрываемость преступлений составила 29,5 процента. Это на 1 процент больше, чем в прошлом году. Также в регионе было совершено 488 угонов. Из них оперативники раскрыли 292. Раскрываемость составила 68,5 процента, годом ранее - 64,8.
Поясним, что угон - это неправомерное завладение транспортным средством без цели его хищения.

Следите за нашими новостями в удобном формате