- Дело Мальцовых
Свое имя он получил по названию реки Гусь, на берегах которой был построен. Вторая часть названия отражает профессиональную принадлежность жителей города, то, что главное их занятие - выпуск и обработка стекла.
В 1756 году купцом Акимом Мальцовым здесь была основана хрустальная фабрика. Именно с ее постройки и началось бурное развитие российского стеклоделия. В течение полутора столетий фабрика принадлежала купеческо-дворянскому роду Мальцовых (кстати, до 1926 года город назывался Гусь-Мальцевский).
После смерти Акима во владение вступает его вдова Мария Васильевна. За двадцать лет управления она основала еще четыре стекольных завода. Все стекольные производства Мария Васильевна завещала младшему сыну Ивану, выделив старшему - Сергею - лишь денежное вознаграждение. Через несколько лет Сергей Акимович выкупает у младшего брата все гусевские предприятия и основывает рядом новые фабрики. В 1823 году после смерти Сергея "мальцовский стекольный район" вновь объединяется уже под началом Ивана Акимовича.
Вернувшись из-за границы, Иван Мальцов едет в Гусь и начинает заниматься заводскими делами. При нем хрустальное производство получает второе рождение. Новый хозяин на своих предприятиях стал внедрять всяческие технические новшества, позаимствованные в Европе. Применил он и новинки других российских стекольных заводов, пользовавшихся спросом на рынке. По предложению умельцев при нем была создана "камера образцов", где хранились изделия, лучшие по красоте и сложности исполнения рисунка. Вскоре гусевский завод был переведен на выпуск дорогой хрустальной посуды. Теперь завод по праву мог называться хрустальным. Сюда с других заводов были переведены лучшие стекольные мастера. Изделия из хрусталя славились своей алмазной (бриллиантовой) гранью, украшались гравировкой. Выпускались вазы из двух- и трехслойного хрусталя с травлением. Уже на II Всероссийской выставке мануфактурных изделий, проходившей в 1831 году в Москве, гусевский хрусталь был отмечен "малой золотой медалью". Через два года гусевские изделия завоевывают на Петербургской выставке "большую золотую медаль". Еще через два года мальцовские изделия выходят на мировой рынок.
Иван Мальцов завещал свою хрустальную фабрику в имении Гусь своему племяннику, Юрию Степановичу Нечаеву, который унаследовал и фамилию Мальцовых.
При нем были внедрены прогрессивные технологии, завод участвовал во всемирных выставках. В 1893 году в Чикаго хрустальные изделия завода получили бронзовую медаль, в 1900 году в Париже - Гран-при. На средства Нечаева-Мальцова в Гусь-Хрустальном был построен Георгиевский собор.
- От завода остался музей
Стекольная промышленность интенсивно развивалась в России вплоть до начала XX века. Однако Первая мировая, революции, гражданская война, сокращение производства, уход на фронт мастеров - все это сказалось на развитии производства.
В 1958 году было отпраздновано 200-летие Гусевского хрустального завода. В 60-е годы начался рост производства, а в 1965-м на заводе открылись школы мастеров.
В ноябре 2011 года знаменитый хрустальный завод, давший имя городу, перестал существовать. Производство на заводе было остановлено 5 ноября 2011 года по причине отключения электроэнергии за долги в 11 миллионов рублей. Последние работники предприятия были уволены в январе 2012 года.
В скором времени при заводе образовался музей, где начали скапливаться гениальные изделия лучших мастеров завода, обретя славу далеко за пределами Владимирской области.
Музей хрусталя находится в Георгиевском соборе, что само по себе уже заслуживает внимания. Храм был построен в 1892 - 1903 годах по проекту профессора Академии художеств Леонтия Бенуа. Здесь находится огромное живописное полотно - "Страшный Суд" кисти художника Виктора Васнецова.
Неподалеку от собора выделяются так называемые "мальцовские домики" - одно- или двухэтажные красно-кирпичные здания, построенные для рабочих хрустального завода в конце XIX века.
Внутри собора-музея не покидает чувство удивления: вместо алтаря - огромная хрустальная экспозиция, вместо икон - витрины с экспонатами, вместо бабушек со свечками - туристы с фотоаппаратами. И - высоченные своды, как в любом православном храме, огромные полотна на религиозные темы.
В мае 1983 года один из лучших музеев отечественного художественного стекла, расположенный в Георгиевском соборе, принял своих первых посетителей. Тщательно восстановленный интерьер величественного памятника и прекрасная коллекция хрусталя воспринимаются как единое целое - яркое, праздничное и торжественное.
Удивительны изделия XVIII века. В период становления, являя собой кустарное производство, основной продукцией Гусевского хрустального завода была массовая посуда из зеленого и бесцветного стекла.
Стекло XIX века на редкость разнообразное. Свинцовый хрусталь, богатая алмазная грань, доведенная до совершенства. Талантливые мастера-алмазчики умели поймать солнечный луч и заставить его сверкать в хрустале. Появилась знаменитая "мальцовская" алмазная грань, которая легла в основу развития нового направления в искусстве декорирования хрусталя.
В XIX веке бесцветный хрусталь с алмазной гранью был наиболее востребован в быту и производстве, на Гусевском хрустальном заводе выпускали достаточное количество изделий и из цветного стекла, славившегося широкой цветовой палитрой, великолепной фактурой, чистотой и глубиной цвета. В середине XIX века появляются изделия в восточном стиле для "азиатского" рынка: кумганы, кальяны.
- Равных не было
В начале XX века значительно расширились технические возможности обработки изделий. Хрусталь стал широко применяться в декоративном убранстве интерьеров. Разнообразнее стала цветовая гамма изделий.
На рубеже XIX - ХX веков Гусевской хрустальный завод по разнообразию методов и приемов украшения стекла не знал себе равных. Так старейшая техника живописи по стеклу в эпоху модерна достигла своего совершенства.
1950 - 60-е годы в истории предприятия отмечены расцветом художественного мастерства хрустальщиков, был внедрен выпуск цветных изделий, окрашенных редкоземельными красителями.
В настоящее время в экспозиции музея представлено около двух тысяч экспонатов. Это богатая коллекция образцов массовой продукции Гусевского хрустального завода, начиная со 2-й половины XVIII столетия до современных образцов производства, а также авторские работы гусевских художников стекла.
Венцом уникальных произведений, расположенных в центральном нефе, является композиция "Гимн стеклу", возвышающаяся в алтарной части. Создана она художниками В.С.Муратовым и В.И.Касаткиным.
Стоит отметить, что в Музее стекла очень хорошая акустика. После экскурсии мы прослушали несколько песен в исполнении Ольги Кондратьевой - местной певицы. Ее звонкий и вместе с тем ласковый голос очень украсил экскурсию по Музею хрусталя.
Из отзывов посетителей:
"Этот музей действительно стоит посетить. Собрана очень большая коллекция хрусталя. Наглядно видно, как менялся подход к предметам из хрусталя, как изменились предметы после революции, что делали в советский период. Одним словом, очень интересно. Елена, Казань".
Гусь-Хрустальный входит в состав Золотого кольца России. Символ города - метровый хрустальный гусь, вышедший из рук мастера. Это очень красивое изделие, которым местные жители очень гордятся.
Нелли ВОРОНОВА. Фото автора.
- Что почем
Пообедать в Гусь-Хрустальном можно в ресторане "Мальцовъ", расположенном в центре города в историческом здании "Торговых рядов" неподалеку от Музея хрусталя. Комплексный обед стоит 300 рублей.
- Справка "НН"
Гусь-Хрустальный (до 1926 года - Гусь-Мальцевский) - город (с 1931 года) в России, административный центр Гусь-Хрустального муниципального района и муниципального образования "Город Гусь-Хрустальный" Владимирской области. Расположен в 63 км к югу от Владимира. Население - более 56 тысяч человек.
- Как добраться
Есть несколько вариантов. Расскажем об одном из них - через Гороховец: нужно ехать по трассе М-7. Проехать Гороховец, за ним свернуть на трассу Р-76 - поворот на Муром. От Мурома - через Судогду и Эхо, до Гусь-Хрустального - около 120 км. Общее расстояние от Нижнего Новгорода до Гусь-Хрустального (через Гороховец) - около 320 км.