В классической голливудской комедии "Как украсть миллион" подробно рассказывается, как этим промыслом забавно занимаются ее герои в исполнении легенд кино 60-х - Одри Хепберн, Питера О'Тула, Мусташа и Хью Гриффита. Что любопытно, симпатии зрителей оказываются не на стороне блюстителей закона, что добавляет дополнительного шарма отрицательным по сути персонажам. Едва ли это можно было бы предположить в случае с двумя нижегородскими предпринимателями - Валентиной Королевой и Валентиной Кузиной, у которых жулики нагло украли миллион, а если быть точнее - миллионы. Правда, не долларов, как в американской комедии, а рублей…
Договоры с самим собой
Валентина Королева рассказала корреспонденту "НН" весьма печальную историю, связанную с большими деньгами. О том, как огромная правоохранительная машина нашего региона вот уже три с половиной года никак не сподобится наказать злоумышленников, которые почему-то нисколько не боятся уходить от налогов. Более того, они и сегодня, как ни в чем не бывало, продолжают уводить миллионы рублей через фирмы-однодневки себе в карман.
Их бизнес, по словам Валентины, начинался в 2000 году, когда они занялись производством автозапчастей - синтетических деталей для сидений отечественных автомобилей. До 2011 года у каждой из женщин существовали специализированные фирмы "Мастак" и "Мастак-НН", которые поставляли продукцию на авторынок.
Однако к 2011 году учредители пригласили для работы директором в обеих компаниях Григория Светланова. При нем был заключен крупный договор на поставку запчастей в ОАО "ГАЗ", и он должен был оживить реализацию выпускаемых товаров. Однако вместо этого Светланов пригласил к себе учредителя ООО "Мастак-НН" Валентину Королеву и предложил ей полюбовно расстаться. Было это уже в 2012 году, когда темпы реализации запчастей в обеих фирмах стали снижаться и практически ушли в минус.
Королева, которая тогда уже и без того была озадачена отрицательной производственной статистикой, попросила Светланова отчитаться о проделанной работе и получаемых доходах. Тот обратился с заявлением в полицию: якобы учредитель угрожала ему и сейчас вымогает с него деньги. Узнав об этом, Валентина Королева за свой счет провела аудиторскую проверку компаний и узнала такое, что вместе с Валентиной Кузиной подала заявления в полицию.
- Выяснилось, что проверка финансового состояния компаний под управлением Светланова выявила недостачу наличных средств на 9 миллионов рублей! Причем только за один 2012 год, - недоумевает Валентина Королева.
По ее словам, сделал это их оппонент хитро. Имевшуюся у него в собственности фирму ООО "Вектор", в которой соучредителями были его жена и сын, Светланов переименовал в "Мастак-НН 808". Затем, пользуясь неосведомленностью владельцев компаний, он забрал из них производственные мощности - девять пресс-форм для изготовления продукции. Обосновав поначалу эти свои действия заключенными с ними договорами об аренде производственных мощностей под 2 процента от выручки, через четыре месяца тот же Светланов аннулировал договор, перестал перечислять деньги, а взамен перезаключил договор с ОАО "ГАЗ" со своей домашней компанией - ООО "Мастак-НН 808". К тому времени на свое директорское место он уже посадил приятеля.
- Я как профессиональный юрист иначе как рейдерским захватом назвать этот поступок не могу, - прокомментировал ситуацию адвокат Королевой Алексей Ильин. - Учредители компаний ООО "Мастак" и ООО "Мастак-НН" подали заявления в полицию, и следственный отдел по Автозаводскому району УМВД РФ по Нижнему Новгороду возбудил уголовное дело по части 2 статьи 160 УК РФ, карающей за присвоение или растрату.
А потом, по словам Алексея Ильина, началась долгая волокита - как со стороны полицейского следствия, так и прочих правоохранительных органов, которая продолжается до сих пор.
Никто ничего не крал?
- Следственный отдел по Автозаводскому району УМВД РФ по Нижнему Новгороду чуть ли не ежемесячно стал выносить постановления о приостановлении производства по делу, - продолжает Ильин. - Представляете - за неустановлением лица, подлежащего привлечению к уголовной ответственности. Хотя в своих заявлениях учредители указали, кто это лицо, и искать его не требовалось.
Потерпевшие подали жалобы, и руководство следствия передало материалы в вышестоящую организацию - в следственное управление УМВД РФ по Нижнему Новгороду. Следователи этого подразделения стали назначать какие-то "левые" экспертизы, ставя перед специалистами такие вопросы, ответить на которые изначально было не в их компетенции. Затем расследование приостановили, и на это учредители пожаловались уже в прокуратуру Нижнего Новгорода. Прокуратура затребовала дело к себе и отменила незаконное постановление следователей. Но те поступили хитро - выждали время и вновь приостановили следствие. А затем вообще его прекратили за отсутствием состава преступления. То есть якобы вообще ничего не произошло: никто ни у кого ничего не украл…
А далее потерпевшая сторона добилась назначения экспертиз, и Приволжский региональный центр судебных экспертиз при Министерстве юстиции РФ фактически доказал факт хищений.
После этого уголовное дело передали в Главное следственное управление ГУ МВД России по Нижегородской области.
- И по прошествии фактически двух лет ГСУ выявило тот факт, что был известен следователям изначально, - что гражданин Светланов действительно украл пресс-формы, в результате чего пострадали две организации вместе с их учредителями, - возмущается адвокат. - И тогда следователи возбудили уголовное дело по статье 201 УК РФ, карающей за превышение должностным лицом служебных полномочий. Проще говоря, за то, что руководитель действовал в ущерб своей организации, причем с целью получения прибыли.
Со стороны потерпевших неоднократно поступали ходатайства о соединении этих двух уголовных дел в единое производство. Потому что подозреваемый в присвоении или растрате денег, а также в действиях, несущих ущерб собственной фирме, - одно и то же лицо - Светланов. Тем более что следствие сделало вывод: незаконно действовал не только руководитель, но и целая группа лиц: бухгалтер, который во всех трех организациях один, сын и жена Светланова.
Доходы от фонаря
Но затем произошло и вовсе неожиданное: после получения выводов Приволжского регионального центра судебных экспертиз ГСУ вынесло постановление об очередном прекращении уголовного дела, возбужденного по статье 160 УК РФ. Якобы в связи с тем, что в действиях Светланова и его сообщников не выявлено события преступления. Хотя еще до этого Королева умоляла следователей, ходатайствуя, чтобы ее допросили по всем финансовым потокам в этих организациях. Но его не удовлетворили, а уголовное дело прекратили.
А между тем до этого ходатайства было еще одно, к которому Королева с адвокатом приложили экономический анализ с разъяснением всех диспозиций - что украдено, как украдено, кем украдено и на какие суммы.
Также адвокат Ильин и его доверители просили следователей арестовать счета всех трех вышеназванных организаций, чтобы прекратить вывод через фирмы-однодневки финансовых средств. А еще они попросили следователей, чтобы те проверили налоговые декларации всех подозреваемых, потому что по ним наглядно видно, что те отчитывались по своим доходам, что называется, от фонаря.
Сейчас на основании решения суда Светланов отстранен от должности гендиректора, все девять пресс-форм двумя постановлениями судов арестованы, злоумышленники их продать не могут.
Тем не менее в уголовном деле есть справка о том, что арестованные пресс-формы ежемесячно выходят из строя, так как их, очевидно, продолжают эксплуатировать, поэтому они ветшают и ломаются. Да и Светланов, который как будто отстранен, продолжает исполнять обязанности директора.
- В Общероссийский день приема граждан, 14 декабря, мы съездили в Москву, в приемную президента России, и подали прошение о том, чтобы он разобрался с полицейским следствием в Нижнем Новгороде, - подводит итог адвокат. - Также попросили проверить наших следователей и прокуроров различного уровня на наличие в их действиях состава преступления.
В настоящее время расследование этого уголовного дела находится на личном контроле у начальника отдела Генеральной прокуратуры России.
Константин ШИШАРИН.
(Имена всех участников конфликта и названия фирм изменены в интересах следствия).