Роспотребнадзор всерьез взялся за вопросы магазинной гигиены. Ведомство в течение трех лет разрабатывало новые санитарные правила для розничной торговли, они придут на смену старым, принятым еще в начале 2000-х годов. Новые требования устанавливаются к размещению торговых объектов, водоснабжению и канализации, к помещениям, оборудованию, приему и хранению товара и другим аспектам жизни магазинов.
Девочки - налево
Нормы эти, в частности, подразумевают другие правила содержания туалетов, их уборки и стирки рабочих вещей. Так, спецодежду сотрудников теперь будут стирать централизованно, а туалеты станет чистить и мыть отдельный персонал.
"Уборка производственных, вспомогательных, складских и бытовых помещений проводится уборщицами, а уборка рабочих мест - работниками на рабочем месте. Для уборки туалетов выделяется специальный персонал", - значится в проекте документа. Между тем раньше для этих помещений выделяли лишь специальные средства для уборки. Иван Ефременко, руководитель центра экспертизы "Опора России", представляющего интересы малого и среднего бизнеса, отмечает, что, если учесть, что у крупных сетей по нескольку тысяч магазинов, количество персонала в них может резко увеличиться.
В целом же новые правила мало отличаются от действующих норм, отмечают эксперты: почти все старые требования сохранены. Как и прежде, магазины обязаны иметь туалеты для посетителей. Хотя в большинстве малоформатных магазинов (в частности, сельских) их как не было, так и нет. Однако Роспотребнадзор пошел дальше - предложил разделение на женские и мужские санузлы. Там, где такого разделения еще не сделано, предстоит потратиться на дополнительные расходы.
Пеняют на СанПиНы
Есть и еще одно существенное нововведение, которое вряд ли придется по душе населению. Особенно тем жильцам, которые соседствуют с магазинами в одном здании. А таковых в Нижнем Новгороде и других городах области немало. Новые СанПиНы разрешают завозить продукты в магазин даже среди ночи и отменяют пункт, обязывающий торговые сети завозить продукты исключительно с торца здания. У жильцов же остается при этом незавидное право пожаловаться в надзорные органы, ведь это входит в противоречие с законом о тишине в ночное время.
Председатель президиума Ассоциации компаний розничной торговли Илья Ломакин-Румянцев отмечает, что в новых СанПиНах не отменены и некоторые спорные пункты. Например, обязанность магазинов продавать сухофрукты, орехи и бобовые вразвес с помощью специального персонала.
- Во всем мире покупателям предлагают контейнеры с дозаторами для орехов, сухофруктов, круп или, например, макарон - потребитель сам решает, сколько он готов купить, - возмущается Илья Ломакин-Румянцев. - Наши же нормы требуют у торговых сетей специального персонала в перчатках для таких манипуляций.
Кстати, из-за этого самого пункта во время рейдов Роспотребнадзора пострадала сеть "Ашан": летом в пяти ее магазинах была приостановлена продажа товаров вразвес. Вкупе с другими нарушениями сеть была оштрафована на 25 миллионов рублей. По той же причине годом раньше на 20 миллионов "нагрели" сеть фастфуда "Макдоналдс", 12 заведений ее временно закрывались.
Немудрено, что новые нормы пришлись не по душе представителям крупных торговых сетей. На днях ретейлеры представят в Минэкономразвития свои предложения.
Достают жильцов
Что же касается Нижегородской области, то у нас, по словам Аллы Смирновой, главного специалиста-эксперта отдела надзора по гигиене питания регионального Управления Роспотребнадзора, больше всего нарушений выявляется в так называемых "барах", организованных на первых этажах жилых зданий. При их проверке нередко выясняется, что такие объекты не соответствуют требованиям, предъявляемым к предприятиям общественного питания, по целому ряду критериев - по набору помещений, системе обслуживания. Выявляются и другие недостатки: к примеру, часть предприятий не подключена к сетям водопровода и канализации, отсутствуют автономные системы вентиляции, подсобные и бытовые помещения.
В этом году в адрес управления поступило более 30 жалоб от жильцов многоэтажек, где на первых этажах располагаются объекты, торгующие спиртным. Если такие заведения достают население громкой музыкой после 22 часов и грязью в подъездах (в частности, из-за отсутствия в таких заведениях туалета), то продовольственные магазины "напрягают" нижегородцев прежде всего шумом работающего оборудования. Жильцам нижних этажей высоток мешают спать кондиционеры, вентиляция, холодильное оборудование, а иногда и погрузо-разгрузочные работы утром и по вечерам. Если же новые СанПиНы будут приняты, хлопанье дверями, гул разгружаемых грузовиков и грохот переносимых ящиков будут преследовать наших земляков и по ночам.
Ольга СИНИЧКИНА. Фото Александра ВОЛОЖАНИНА.
Вместо комментария
- Сейчас все крупные торговые центры региона оборудованы туалетами. Конечно, они необходимы в центрах, где в течение длительного времени находятся люди, в том числе с маленькими детьми, и где расположены точки общественного питания, - сообщили "НН" в ответ на запрос в министерстве промышленности, торговли и предпринимательства Нижегородской области. - Вместе с тем при рассмотрении любых законодательных инициатив, касающихся предпринимательства, надо также учитывать интересы самих предпринимателей. Нельзя вводить лишние обременения, которые застопорят развитие бизнеса, ведь в этом секторе экономики работает значительное число жителей региона - почти четверть всех занятых в экономике области.
На контроле
Мандарины с "мясом"...
20 тонн абхазских мандаринов, зараженных калифорнийской щитовкой, выявили сотрудники регионального Управления Россельхознадзора в Нижегородской области.
Обнаруженный во фруктах карантинный объект, как показали исследования ФГБУ "Нижегородский референтный центр Россельхознадзора", оказался в нежизнеспособном состоянии. То есть мандарины фитосанитарного риска для нашего региона не представляют. Но вот фрукты такие перед употреблением в пищу нужно тщательно мыть.
Калифорнийская щитовка - опасный карантинный вредитель, рассказали "НН" специалисты Управления Россельхознадзора по Нижегородской области и Республике Марий Эл. Повреждает это насекомое около 150 видов различных растений. Из плодовых деревьев предпочитает яблони, груши, сливы, черешню и абрикосы. Калифорнийская щитовка высасывает сок из стволов, ветвей, листьев и плодов деревьев. Особенно страдают саженцы и молодые деревья. Кстати, категорически запрещается вывозить черенки и посадочный материал в районы, не зараженные щитовкой, из зараженных мест.
Ольга СЕМЕНОВА.
...И каша с клещами
Двадцать килограммов зараженной клещами крупы выявили специалисты регионального Управления Россельхознадзора в Вадском доме-интернате для престарелых и инвалидов. Паразиты обнаружены в гречке-ядрице.
Поставщик "мусорной" крупы - ООО "Аккорд", изготовитель - ООО "Сладкая доля". Обе компании нижегородские.
- Налицо нарушение Федерального закона "О качестве и безопасности пищевых продуктов", - сообщила "НН" Мария Митрофанова, пресс-секретарь регионального ведомства. - Чтобы пожилые люди и инвалиды не пострадали, учреждению дано предписание уничтожить опасную крупу.
Напомним, что не далее как в июле нынешнего года гречка с клещами была выявлена сотрудниками управления в пищеблоке областного санатория "Старая пустынь" для лечения больных туберкулезом.
Увы, в последнее время выявление бракованной крупы в социальных и лечебных учреждениях в области стало привычным делом. Нередко конкурсы госзакупок, благодаря относительной дешевизне своего товара, выигрывают недобросовестные фирмы.
Арина ОГУРЦОВА.
Выдавал спред за масло
На сомнительное масло пожаловался житель Лыскова. Продукт, качество которого вызвало нарекания, был изготовлен ИП Наседкин Д.В.
Территориальный отдел Управления Роспотребнадзора по Нижегородской области в Лысковском, Воротынском, Княгининском, Спасском районах взял пробу указанного продукта. Оказалось, что образец масла не соответствует требованиям ГОСТ Р 52253-2004 по 16 показателям из 21, что свидетельствует о фальсификации масла жирами немолочного происхождения. Таким образом, данный производитель нарушает права потребителей на приобретение товара определенного качества (выдает спред за масло); вводит в заблуждение потребителей относительно свойств и качества товара (на упаковке указывает подтверждение соответствия ТР ТС и ГОСТу как для масла) и представляет недостоверную информацию об адресе производства данной продукции (на упаковке масла указан адрес, по которому производства молочной продукции нет).
За это индивидуальный предприниматель заплатит 2 штрафа на сумму 40 тысяч рублей, кроме того, дано предписание об отзыве декларации на сливочное масло, на которое получен положительный ответ от Росаккредитации.
Марина МУРОМЦЕВА. Фото babushkina.by.