Год литературы закончился обсуждением Нобелевской премии, присужденной русскоязычному писателю, проживающему в Белоруссии. Чем закончится Год кино - возможно, тем, что кто-то получит "Оскар"? Должно что-то меняться, считает режиссер Александр Велединский. В рамках Года кино в России в кинотеатре "Орленок" состоялась творческая встреча, на которой режиссер рассказал не только о своих творческих планах.
- Подтолкнул к "Обители"
- Что бы вам хотелось изменить?
- Я снимаю фильм без копейки государственных денег. И другие так снимают. На государственную поддержку сейчас могут рассчитывать только фильмы "про войну" и "про борьбу".
- Вы человек с техническим образованием, но между тем снимаете философское кино, которое заставляет задуматься…
- Ну, задуматься заставляет необязательно только философское кино. Тем более что в философии я не разбираюсь совершенно. Когда я в политехе сдавал философию, то выучил два вопроса из всех. Мне попался билет, где были именно эти два вопроса, и я сдал предмет на четверку. Я называю такие фильмы не "философскими", а "содержательными". Мне интересен человек.
- Говоря об "Обители", Захар Прилепин сказал, что доверил бы съемки фильма по этой книге только вам. С чем это связано?
- Думаю, Захар сказал так не потому, что я его любимый режиссер, а оттого, что есть некоторый момент стояния меня у истоков романа. Когда-то, когда продюсеры предложили мне подумать на тему Соловков, Прилепин был первым, кому я позвонил. Я ему предложил поработать вместе, и он сказал: "Да ты что, это совсем не моя песня, я не знаю, что делать с этим историческим материалом. Я подумаю и перезвоню через недельку". Он перезвонил мне на следующий день и сказал: "Я уже подумал, мне все нравится". И мы с ним и с продюсером полетели на Соловки. Мы договорились с Захаром только об одном: действие будет происходить в двадцатом году двадцатого века, ну или в тридцатом. Он хотел написать рассказ или повесть, но через три года вышел огромный роман. Так что, видимо, это приглашение - дань тому, что я подтолкнул его к "Обители".
- Чем сейчас занимаетесь?
- Все мои мысли последнего года направлены на работу над картиной "В Кейптаунском порту" - с маленьким бюджетом и ввиду этого с большими остановками. Предыдущие кадры мы отсняли в октябре, остались только самые дорогостоящие съемки. В Кейптауне. Кастинги и выбор натуры мы провели в декабре, всех нашли, со всеми договорились. В этом городе очень плотно снимает вся Европа, улицы буквально расписаны между киностудиями, но мы нашли неделю в марте.
Также сейчас мы с Петром Тодоровским, сыном Валеры, пишем сценарий к фильму "Обитель" по роману Захара Прилепина. В данном случае Захар поступил так, как поступали в свое время Эдуард Лимонов и Леша Иванов: он в создании сценария не участвует, потому что полностью доверяет непосредственным "делателям фильма".
В последнее время на меня невероятное впечатление произвел роман "Лавр" Евгения Водолазкина. Это очень сильно! Я бы его выбрал для работы, но это очень дорогостоящий проект.
- Когда вы будете снимать фильмы в Нижнем Новгороде и почему до сих пор этого не сделали?
- Я все время об этом думаю. Я снимал свой первый студенческий фильм здесь, в кинотеатре "Рекорд". А вообще это проблема отечественного кино: американцы, например, снимают везде, а мы берем, как правило, только Москву и Питер. Но мы поломали эту систему, уехав в Липецк снимать "Живого". Если я буду делать "Обитель", то, понятно, будем снимать на Соловках. Конечно, я хочу снять родной город, и снять так, чтобы не опозориться.
- "Надеюсь, что полезен"
- Меняется ли ваше отношение к таким проектам, как "Бригада" и "Дальнобойщики", ведь с тех пор много что поменялось?
- Да нет, у меня ничего не меняется. "Бригаду" обожаю, "Дальнобойщиков" люблю. Была поставлена определенная задача - снять народное приключенческое кино. Сейчас, когда бастовали дальнобойщики по всей стране, меня спрашивали об отношении к ним. Я - за дальнобойщиков, они молодцы. В "Бригаде" я - за бригаду. Я - за то, чтобы жизнь в нашей стране была не по "понятиям", а по закону, и я жалею этих парней из моего двора, которые давно лежат в Марьиной роще, в Сормове, в Ольгине - по всей стране.
- Считается, что инвестиции в культуру - это инвестиции в будущее России...
- Абсолютно согласен. Надеюсь, что то, чем я занимаюсь, является частью культуры… и надеюсь, что это полезно. Я не думаю, что один фильм может изменить мир, но возьмем, например, конец восьмидесятых годов. Я точно помню, что последний перелом произошел, когда был опубликован "Архипелаг ГУЛАГ": как только его напечатали - все, пошло, и было не остановить эту машину! Когда снимали с полки фильмы, находили книги запрещенные… Но я в то время возвращаться не хочу. Слишком серьезные были проблемы.
- А какие сегодня есть проблемы, помимо отсутствия государственных денег? Зритель не идет?
- Зритель пойдет, если про него кино. Другой вопрос, что киногерой сейчас такой, что если он чего-то плохого не делает, то он уже герой. Герой, если он не наркоман, не переспал со школьницей, как Географ… Я не люблю всю эту чернуху смаковать и считаю, что от таких "героев" нужно избавляться, хотя и обеими руками голосую за жесткое кино.
Мария ФЕДОТОВА. Фото Александра ВОЛОЖАНИНА.
- Справка "НН"
Александр Велединский родился 17 июля 1959 года в Горьком. Окончил политехнический институт. Учился на Высших курсах сценаристов и режиссеров, в мастерской А.А.Прошкина и В.М.Приемыхова.
Обладатель престижных наград, премий кинофестивалей "Окно в Европу", "Кинотавр". Работает как сценарист и режиссер ("Дальнобойщики", "Ты да я, да мы с тобой", "Бригада", "Русское", "Живой", "Географ глобус пропил", "Ладога").