Полковник милиции в отставке Евгений Макаров, свыше 20 лет отдавший нижегородскому уголовному розыску, регулярно выступает экспертом на страницах многих нижегородских газет. Сегодня он живет в Москве, но в девяностых годах прошлого столетия Евгений Иванович был в числе тех, кто сломал хребет организованной преступности.
На днях Евгений Макаров специально приезжал из Москвы в Нижний Новгород, чтобы презентовать свою книгу, которая называется «Про воров и оперов». Она не про конкретных воров в законе, орудовавших в Нижегородской области. На ее страницах автор рассказал историю родного края, пропуская ее через самого себя. Как он родился в пролетарском районе города Горького – Автозаводском, где в девяностых годах прошлого столетия, собственно, и зарождалась организованная преступность. По этой причине с детства Евгению пришлось тесно общаться с теми, с кем он в зрелом возрасте будет беспощадно бороться. Естественно, надев погоны милиционера, он уже не делал скидки на бывшие приятельские отношения с кем бы то и было, а старался всегда поступать с людьми, нарушающими закон, по совести и не дозволять им чувствовать вольготно. За этого его всегда уважали сослуживцы и даже оппоненты, живущие как бы по ту сторону закона.
- На конкретных примерах я постарался показать в книге, что страшная болезнь, поражающая криминальным вирусом структуры нашего государства, носит цикличный характер, — констатирует Евгений Иванович. — Такой цикл длится 30–40 лет, иногда чуть меньше. А взять те же отделы по борьбе с оргпреступностью, так только на моей памяти их уже трижды разгоняли, и всякий раз это совпадало с завершением очередного такого цикла. Как только у государства ослабевает иммунитет, криминальный вирус поражает все его структуры. А сейчас этот процесс зашел настолько глубоко, что пора говорить уже о радикальных методах лечения разросшейся опухоли коррупции — хирургии и химиотерапии. И теперь особенно важно не пропустить тот момент, когда мы пройдем точку невозврата. Кстати, сегодня, на мой взгляд, половина этого пути пройдена
После успешной спецоперации по освобождению двухлетнего заложника в апреле 2002 года в Автозаводском районе Нижнего Евгения Макарова и начальника нижегородского СОБРа Александра Устимука, (единственных, кто взял на себя ответственность за проведение операции!), обвинили во всех смертных грехах и уволили из органов милиции. И хотя страшный диагноз маленького заложника «сквозное огнестрельное ранение головы с повреждением головного мозга», поставленный хирургом, впоследствии не подтвердился, Макарова и Устимука так и не реабилитировали.
Позднее Евгений Иванович узнал, о чем он упомянул и в книге, что в 2002-м «копали» не под него лично, а под начальника ГУВД по Нижегородской области генерал-лейтенанта Вячеслава Каныгина, желая сместить его с занимаемой должности. А Макаров с Устимуком просто попали под раздачу.
Константин ШИШАРИН.