Анатолий ПОЛОТНО:"Чтобы про это петь, необязательно сидеть"

Анатолий ПОЛОТНО:"Чтобы про это петь, необязательно сидеть"

Исполнители шансона могут обойтись и одним жизненным опытом, уверяет корифей жанра

В Нижнем Новгороде выступили мастера русского шансона Анатолий Полотно и Федя Карманов с программой "Поцелуй меня, удача!". Музыканты душевно общались с залом, шутили, принимали подарки и, конечно, выдавали хиты один за другим; скрипач поразил не только великолепной игрой, но и вокалом.

Наследники традиций

- Мы с Федей выступаем только вместе - и это не прихоть! - делится Анатолий Сергеевич. - К тому, что Федя Карманов - "золотая скрипка" и "бронзовый вокал" шансона, он еще и мой старинный "заклятый друг", надежный товарищ в любом "экстриме" - рыбалке, охоте, общении с прессой и тому подобном… Вилли Токарев, как-то поехавший с нами в гастрольную поездку, даже прослезился: "Ах, ребята, как я вам завидую! Вам вместе никогда не скучно в этих бесконечных перелетах и переездах! Не то, что мне - порой вечером в отеле с тоски завыть охота!"
Перед началом выступления музыканты приняли корреспондента "НН" в гримерке, и, задержав концерт на десять минут, рассказали о себе и о том, что такое "русский шансон".
- Анатолий Сергеевич, вы находились у истоков современного русского шансона и внесли в процесс свою лепту. Как появился этот популярный жанр?
- Скажем так, закономерно. Жанр, называемый сегодня шансоном, в свое время был запретным. То, что делал Розенбаум, называли словами "городской романс", творчество Аркаши Северного подпадало под определение "блатной песни", что-то относили к направлению КСП - клуба самодеятельной песни. Но между тем все это как было, так и остается нашим, русским национальным наследием, продолжением традиций народной песни. Ничего нет удивительного в том, что жанр такой живучий: его корни - в народе. Как говорится, какая жизнь - такие и песни.
- А правда ли, что для того, чтобы эти песни правильно петь и уж тем более сочинять, необходимо "посидеть"?
- Нет, конечно, это бред, и в истории жанра немало тому подтверждений. Тот же Владимир Семенович Высоцкий не имел никакого отношения ни к тюрьме, ни к войне, ни к альпинизму, но он был поэтом: видел жизнь, ощущал ее и честно, трезво отражал. Взять вот меня: родился и вырос в Перми, а вокруг - сплошь лагеря, и совершенно не нужно было "сидеть" для того, чтобы уловить этот дух. Когда меня обвиняли чуть ли не в пропаганде уголовной романтики, я отвечал: "Ребята, не я строил зоны и сажал туда людей". И запрет звучания шансона в маршрутках - глупость какая-то… Особенно это непонятно, при том что на Западе и у нас сейчас процветает рэп, который является порождением чистого криминала, в отличие от шансона.

К подаркам - философски

- Слышала, что вы пишете книги и картины.
- Да, взялся за книги сдуру. Сначала одну книжечку написал, "Про меня, про Сашку-брата и про Кольку-дурака" - детскую, для сына. Эта книжка о моем детстве и жизни реальных пацанов. Я вообще человек увлекающийся: никогда не хотел быть поэтом и композитором, но стал писать песни; никогда не мечтал быть художником - но отметился в живописи, хотя и понял для себя, что никакой я не график на фиг. Писателем стать и вовсе не собирался - но вот заканчиваю свой первый роман - "Женская философия подарков", скоро он появится на моем сайте.
- Пока книга еще недоступна читателям, в преддверии Восьмого марта поделитесь, пожалуйста, философией подарков.
- В подарках следует искать не полезность, а внимание, отношение. Это стоит дороже любой вещи. Если ты знаешь какие-то мечты своей женщины и угадываешь их - просто прекрасно. Ну, а если не знаешь, дари хороший парфюм, духи французские - не ошибешься.
- А что может подарить женщина мужчине, кроме носков и крема для бритья, конечно?
- Ну, носки мужчинам вообще не следует дарить. Как не стоит дарить и трусы. У мужчин, поверьте, достаточно интересов и ума, чтобы оценить что-то другое. Хотя… если мне женщина подарит трусы, я не обижусь. Но сделаю выводы. И подарю ей лифчик!

Долгий путь к Эрмитажу

- Отражаются ли перемены, происходящие в обществе, в ваших песнях?
- Нет. С одной стороны, любой творец - хотя это слово я не люблю, оно пафосное, так как есть только один Творец - так вот, каждый творец отнюдь не является свободным художником. Есть социальный заказ и конъюнктура, за которую платят деньги. Но есть и внутренняя свобода.
- Многие гастролирующие музыканты буквально света белого не видят из-за плотного графика. А вы успеваете осмотреть хотя бы некоторые города, в которых бываете?
- Мы ездим не так много, как, наверное, могли бы. И поэтому стараемся не устраивать из поездок гонку с препятствиями… Так что видим кое-что еще, помимо залов. Правда, в Ленинграде уже который год не можем дойти до Эрмитажа: едва мы ступаем на Невский проспект, как начинаем встречать друзей, и потому довольно скоро наш маршрут завершается в каком-либо ресторане.

Мария ФЕДОТОВА. Фото с сайта Анатолия ПОЛОТНО.

Справка "НН"

Анатолий Сергеевич ПОЛОТНО (ПОЛОТНЯНЩИКОВ) родился в 1954 году в Перми. Впервые взял гитару в 11 лет, с тринадцати начал выступать на танцплощадках. Окончил Пермское музыкальное училище и Пермский институт культуры. С конца 80-х стал известен по всей России. В 1988 году организовал группу "Лоц-мэн", назвав ее так в память работы директором-распорядителем рейсов на дореволюционных пароходах. В 1988 году переехал в Москву. Записал 18 сольных альбомов, четыре из них совместно с Федей Кармановым.

Следите за нашими новостями в удобном формате