Это теперь в реанимобилях скорой есть все оборудование, чтобы уже в пути в больницу спасать жизнь человека, не теряя ни секунды драгоценного времени. Дыхательная аппаратура, электрокардиографы, дифибриляторы… Но когда-то на машинах с красным крестом могли только перевозить людей в больницу. И только в 1966 году реанимацию на скорой основал не кто иной, как наш знаменитый академик Борис Королев. Как это было, рассказала редакции участник тех событий, врач Софья Зорева.
- Впервые тему оживления умирающих больных поднял В.А.Наговский в годы Великой Отечественной войны. Тогда и сформировались принципы - массаж сердца (сначала открытый, потом закрытый), внутриартериальное переливание крови и дыхание рот-в-рот. В 1962 году по инициативе профессора нашей больницы № 5 появилась группа энтузиастов, изучавшая способы оживления. Без штатов, без оплаты они самоотверженно бросались спасать умирающих. Эти врачи оказывали помощь больным, находящимся в терминальных состояниях, сначала только в больнице. Но вскоре к нам обратилась скорая, порой теряющая жизни людей по дороге в роддома, стационары, просто на улице, когда времени у врачей было в обрез.
В 1964 году образовалась бригада, которую возглавил хирург Г.С.Трегубов, потом он передал свои функции мне. Главный врач Н.Л.Пятницкий выделил одну ставку на четверых реаниматоров, написав список: "Зорева, Дерябина, Баландин, анестезиолог Соловьев".
Оборудование у нас было весьма скромное. Кто знаком с медициной, поймет: бикс, ранорасширитель (после его отменили), шприцы, капельницы, ампула крови 1-й группы. Но и это считали прогрессом…
Процесс участия реаниматора был сначала громоздким: скорая приезжала на дом, убеждалась, что нужна реанимация, потом ехали в больницу за оборудованием и затем снова на место. Приезд иногда был запоздалым.
Кроме выездов, мы обучали врачей скорой помощи на подстанциях приемам оживления и однажды даже показывали, как спасать человека в прямом эфире по телевидению.
Энтузиасты даже сочинили свой гимн на мотив "Не кочегары мы, не плотники". Помню некоторые слова: "Мы прекратим ваши страдания, минуты жизни в пустоте не те, реанимировать мы станем вас, и вот опять вы на земле…"
Скоро стало понятно, что такая организация дела не может быть вполне успешной, и служба должна быть непосредственно в машине. Борис Алексеевич Королев всегда был настойчив во внедрении нового, если видел пути спасения людей. Он обратился в Облздравотдел и к секретарю обкома КПСС Сальцеву с предложением передать службу на скорую помощь. Его рукописное заявление в виде копии хранится у меня много лет. В марте 1966 года были выделены ставки на бригаду, ее возглавил Д.И.Крят, четыре врача - М.И.Ванд, Л.Н.Королева (других запамятовала). Первые месяцы работы мы собирались в больнице и обсуждали трудные и неясные ситуации, по мере накопления опыта стали самостоятельными. Горьковчане тогда узнали новое для них слово, полное надежды на спасение - "реанимация".
Записала Вера АРКАДЬЕВА.