Как бы ни ужасала нас статистика ГИБДД, ежедневно извещая о количестве жертв ДТП, цифра, обнародованная Владимиром Путиным, произвела эффект разорвавшейся бомбы. Оказывается, за последние 10 лет в стране на дорогах погибли 350 000 человек, более трех миллионов сограждан получили травмы. Об этом президент заявил на заседании президиума Госсовета в минувший понедельник в Ярославле. У нас в Нижегородской области за минувшее десятилетие погибли 7 377 человек…
Нарушают постоянно
- Абсолютное большинство трагедий произошло по вине водителей. Именно агрессия и неуважение к другим участникам дорожного движения, как правило, приводят к тяжелейшим авариям, - сказал Путин.
- Виновниками аварий иногда выступают и пешеходы, - констатирует официальный представитель Нижегородского областного управления ГИБДД подполковник полиции Дмитрий Мацкевич. - Перебегают дорогу перед близко идущим транспортом в темной одежде в темное время суток, порой в неположенном месте, игнорируют запрещающий сигнал светофора… У нас, к сожалению, многие участники дорожного движения не воспитаны, и не все испытывают друг к другу уважение на дороге…
За безопасностью на российских трассах совсем скоро будут следить даже из космоса. Уже со следующего года каждый новый продаваемый в нашей стране автомобиль должен быть оснащен системой ГЛОНАСС. В случае аварии она автоматически отправит сигнал о случившемся с точными координатами в дорожные службы.
Пока система работает в тестовом режиме, но, как рассказали разработчики, первые результаты уже показали востребованность нововведения. А приложение для мобильных устройств позволит прямо с телефона отправить фотографию нарушителя в полицию. Это вместо того, чтобы пытаться прямо на дороге, порой с использованием кулаков, отстаивать собственную правоту.
- Агрессия среди водителей по-прежнему в списке основных причин дорожно-транспортных происшествий, - подтвердил начальник отдела пропаганды безопасности дорожного движения регионального УГИБДД подполковник полиции Игорь Михайлушкин.
Но вместе с тем водители постоянно нарушают основные пункты ПДД - превышают скорость, по этой причине частенько вылетают на встречку, идут на обгон, не убедившись в безопасности маневра, проезжают на красный свет… И, конечно же, самое страшное нарушение - садятся за руль в состоянии алкогольного опьянения.
Сколько бы ни увеличивали штрафы, ни ужесточали наказания - хоть кол на голове теши! Вдумайтесь в эти цифры и содрогнитесь. В прошлом году дорожные инспекторы области задержали более 24 тысяч пьяных водителей и уже в этом - более 3,5 тысячи. В прошлом году по вине тех, кто "проскочил" мимо инспектора, но не избежал ДТП, у нас на дорогах погибли 115 человек, 877 получили ранения…
С тех пор как водителей, задержанных в нетрезвом виде повторно, стали привлекать к уголовной ответственности, даже термин такой появился - "повторники".
- Ничего не боятся! - горько сетуют сотрудники Госавтоинспекции. Уже в этом году на дорогах Нижегородской области произошло 40 ДТП по вине пьяных водителей, в результате которых 5 человек погибли и более 70 ранены.
Минимизировать потери
- Полностью исключить аварии на дорогах невозможно, - рассуждает Дмитрий Станиславович. - По крайней мере, в мировой практике таких примеров нет. Но мы должны стремиться к минимизации потерь…
И ведь стремятся! Рейды регулярно проводят, плановые профилактические операции организуют, СМИ подключают, тематические мультфильмы снимают, социальную рекламу используют, просветительские беседы ведут в детсадах, школах и вузах, листовки издают и распространяют… Законопослушным водителям в дни проведения акций дарят цветы и сертификаты в салон красоты, угощают мороженым и шоколадками… И, что немаловажно, контакта с дорожными службами не теряют. Во многом благодаря руководству Госавтоинспекции в области сооружены десятки километров дорожных отбойников, отремонтированы сотни километров дорог… Вы скажете, что дороги у нас хуже некуда? Есть куда! Загляните в соседние области Приволжского региона, и вы в этом убедитесь!
- В 2015 году отмечен рост ДТП на пешеходных переходах на 2 процента по сравнению с 2014 годом: всего нарушений - 19 779, и 1233 человека погибли. Самым распространенным происшествием с тяжелыми последствиями остается выезд на встречную полосу. Наказание вплоть до лишения прав не останавливает лихачей.
Результаты, конечно, налицо, статистика не соврет. Как говорится, успеха добиваются кнутом и пряником. Если в этом году с начала года у нас в области было зарегистрировано 622 ДТП с пострадавшими, то в прошлом за аналогичный период - 716. Снижение на 13 процентов. Если в этом году погибли 45 человек и 872 ранены, то в прошлом - за аналогичный период - погибли 88 человек и ранены 967: снижение на 49 процентов…
Но что значит в статистике процентов отдельно взятая человеческая жизнь в масштабах одной конкретной семьи? Потерю близкого человека ничем не измерить, и понять это может только тот, кто испытал ее. Вот бы донести глубину их страданий до сердца того, кто сейчас поднимает рюмку, а чуть позже сядет за руль автомобиля…
В России за десять лет стало больше машин, при этом меньше аварий, но гибнет в них ежегодно население небольшого города.
Буквально перед заседанием президиума Госсовета пришла новость из Верховного суда, который разрешил не уступать дорогу автомобилям, которые объезжают пробки по обочинам. Раньше же нередко наказывали сразу обоих водителей: и того, кто едет по обочине, и того, кто не уступил помехе справа.
Косвенный умысел
Только за последний год под колесами автомобилей погибли больше тысячи пешеходов, которые переходили дорогу по пешеходному переходу. И у нас в области таких случаев хватает, лихие гонщики летят на красный и обрывают чью-то жизнь. Немало у нас было зарегистрировано и ДТП, когда вместо того, чтобы помочь пострадавшему пешеходу, водитель скрывается с места происшествия.
- Конечно, мы их находим, - говорит подполковник Мацкевич. - От этого вина только усугубляется…
Каждый такой пример доказывает: рассчитывать на сознательность и законопослушность многих водителей пока не приходится, и ужесточение наказания - зачастую единственный способ заставить соблюдать правила.
Буквально позавчера, 14 марта, в 8.45 водитель пассажирского автобуса сбил женщину 1988 года рождения в центре Нижнего Новгорода - на улице Большой Покровской. А ведь ровно год назад, 7 марта, тоже утром водитель такого же автобуса на том же самом перекрестке, где Большая Покровка пересекается с Малой Покровкой, насмерть сбил 9-летнюю девочку…
Ужесточать наказания для нарушителей требуют и юристы.
- Только не надо допускать, чтобы превалировало желание пополнить за счет штрафов областной бюджет, - высказывает свои опасения нижегородский адвокат, наш постоянный спикер Александр Чесноков. - Нужно подходить к этому дифференцированно. И только вопрос с пьянством за рулем надо решать кардинально и поголовно. И я знаю, со мной согласятся многие, за это надо лишать прав пожизненно, а уголовную ответственность усугублять. Есть в юриспруденции такой термин - прямой умысел. Это когда человек заведомо желает совершить преступление. Но есть понятие и косвенный умысел - я знаю, что в результате моего поступка могут погибнуть люди, но совершаю его… Так вот, косвенный умысел должен также сурово наказываться…
Участники ярославского заседания обратились к главе государства с предложением законодательно закрепить норму, по которой все собранные с автомобилистов штрафы будут поступать в местные бюджеты и направляться на ремонт региональных дорог. Пока же зачастую судьба большей части денег так и остается туманной.
- Нижегородские дороги сегодня не выдерживают никакой критики, - говорит и Александр Александрович. - И нерадивые дорожники должны разделять ответственность за понесенные на их территории потери…
Президент предложение поддержал, но в то же время заметил: разработка новых законов для улучшения ситуации с безопасностью на дорогах идет крайне плохо. По его словам, из одиннадцати законопроектов, представленных правительством в Госдуму еще прошлым летом, ни один так и не принят.
Татьяна ЧИНЯКОВА. Фото Александра ВОЛОЖАНИНА.