Больше двух лет живем по новому российскому Жилищному кодексу, но, уверена, толком никто из нас не знает об изменениях, например, в коммунальных услугах. И в аббревиатуре ДК видят "Дворец культуры", а не "Домоуправляющую компанию". Поможет провести нам коммунальный ликбез Светлана Назаркина, заместитель начальника отдела юридического обеспечения Управления Роспотребнадзора по Нижегородской области.
Кто виноват?
Сегодня жители семи районов Нижнего выбрали заниматься коммунальными делами домоуправляющие компании, жители Автозаводского района пожелали принять непосредственное управление своими домами, и каждый заключил договоры с различными коммунальными организациями, также за управление домов отвечают ЖСК (жилищно-строительные кооперативы) и ТСЖ (товарищества собственников жилья).
- Самое главное, что должны уяснить жители, - говорит Светлана Ивановна, - все претензии на невыполнение или некачественное выполнение услуги предъявляются именно к исполнителю услуги.
Подписали договор с ДК, ТСЖ или ЖСК - с них и требуйте ответа. И пусть те же работники домоуправляющей компании жалуются и "отфутболивают" вас: мол, неправильности с тарифами - виноват центр сбора денежных средств, а ржавые трубы не меняет Водоканал. Это навешивание гражданам лапши на уши. Согласно пункту 76 Правил предоставления коммунальных услуг взявший ваши денежки "ответствен независимо от его вины". Только если случится форс-мажор - разные там наводнения, землетрясения или революция, то его освободят от ответственности. Единственный нюанс, по словам моей собеседницы, если жители заключили договор непосредственно с ресурсосберегающей организацией, например с тем же Водоканалом, то ответственность последней до стены дома. А внутри отвечает уже жилищная организация, с которой был подписан договор на обслуживание.
Если злая секретарша
- Коллега пожаловалась: вчера горячую воду отключили, никакого объявления ЖЭК не повесил, и с утра из крана горячей воды ни капельки. Попробуй позвони в ЖЭК да заикнись о перерасчете.
- Хотите получить перерасчет, сделайте это грамотно, - советует моя собеседница, - перво-наперво звоните в аварийно-диспетчерскую службу, чтобы там зарегистрировали обращение, записали вашу фамилию, адрес и сообщили номер регистрации. Если диспетчер знает причину, то сообщает ее. По окончании неполадки составляется акт, подписывается вами. За время с момента подачи заявки до составления акта и делается перерасчет.
Когда причину не знают, к вам выходит комиссия, подтверждает и составляет акт. Если не подтверждает, приглашают жилищную инспекцию и принимают решение.
Кстати, за 14 дней профилактического ремонта, когда не подается горячая вода, денег в настоящее время обслуживающие организации не берут. Если перерасчет не сделан, вы вправе потребовать его. 8 часов дается на устранение аварийной ситуации и 24 часа при аварии на центральном пункте теплотрассы.
Если не дозвонились в аварийную службу - обращайтесь с заявлением (в 2 экземплярах!) в ДК. Отфутболила злая секретарша - отправьте заказное письмо.
Светлана Ивановна рассказывает, что на текущие крыши и холодные стены жители по старой привычке жалуются прокурору и даже губернатору. А надо в первую очередь регистрировать заявку у исполнителя:
- Взял деньги - отвечай. Хоть сам ложись под текущую крышу, а в течение суток течь устрани.
Бди правила!
Опять же из-за неправильно оформленных документов "коммунальные дела" в судах люди часто проигрывают. Если же по вашей обоснованной заявке за дело берутся профессионалы из Роспотребнадзора, те же домоуправляющие организации несут убытки. Почти по всем ДК прошлись - оштрафовали Нижегородский, Сормовский (аж дважды), Приокский за то, что в договорах, квитанциях не предоставили жителям полную достоверную информацию. А если нарушаются санитарные правила при предоставлении услуг - штраф от 40 до 50 тысяч рублей ой как действует!
Светлана Ивановна советует жителям не бояться связываться с судами:
- Плати и требуй выполнения услуг. Если не получил, можно исполнителя ободрать как липку. Возвратить оплаченные деньги за услугу, получить неустойку - 3 процента за каждый день - да еще возмещение за моральный вред.
Записала Ольга ГОГУЛЕНКО.