Внедрение системы фиксации продаж с помощью Единой государственной автоматизированной информационной системы (ЕГАИС) вызвало брожение на рынке алкоголя, а рост акцизов, особенно на игристые вина, поднял градус возмущения виноделов. Впрочем, не все так уж плохо, в частности, с винной сферой.
Какие уж изыски?
По расчетам Центра исследований федерального и региональных рынков алкоголя (ЦИФРРА), в прошлом году россияне выпили 590 миллионов литров вина. Это на 3 процента больше, чем в 2014 году. Кстати, это чуть ли не единственная алкогольная позиция, по которой отмечен рост потребления. По остальным же наблюдается падение спроса. Так, игристых вин было выпито на 7 процентов меньше, чем в предыдущем, 2014-м году. Потребление же коньяка снизилось на 5 процентов.
Эксперты едины во мнении, что в текущем году россияне будут активно менять структуру потребления алкоголя. Причем "перестройка" эта будет проходить в ущерб потреблению вина и игристых вин. В кризисное время население переходит на более крепкий и более дешевый алкоголь. Тут уж не до винных изысков, отмечает Вадим Дробиз, директор ЦИФРРА. А в России к этому общему правилу добавляется еще и своя специфика. Страна в демографической яме. Начинает взрослеть и потреблять алкоголь поколение 1990 - 2000-х. Прирост потенциальных потребителей алкоголя снизился примерно вдвое. Но если в винном сегменте демографическая составляющая уже достигла дна, то на рынке крепкого алкоголя в полную силу это отразится только через два года. На пиве же эта тенденция уже вовсю просматривается аж с 2013 года.
Конечно, на наметившемся упадке винного рынка сказывается рост акцизов. В текущем году их ставки на вина, произведенные из импортного винограда, составляют 9 рублей за литр, на вина, произведенные из отечественного винограда, - 5 рублей. В отношении игристых вин государство ведет себя жестче: для такого напитка из импортного сырья ставка равна 26 рублям, из отечественного - 13 рублям.
Сейчас из всего алкопития условия наибольшего благоприятствования созданы разве что в отношении водки, считают эксперты. Но и здесь не все гладко. С 2014 года продолжается падение ее продаж. Правда, по данным ЦИФРРА, это падение замедлилось с 13 до 7,5 процента.
Интерес к "беленькой" подогревается заморозкой на уровне 2014 года акцизов и снижением минимальной розничной цены до 185 рублей за "поллитру". Но, по оценке Поповича, государство может поднять водочную "минималку" до 200 рублей уже во второй половине 2016 года.
С ЕГАИС поторопились
Самым же негативным событием года для алкорынка эксперты считают введение Единой государственной автоматизированной информационной системы (ЕГАИС). С 1 января 2016 года все магазины, продающие алкоголь, должны быть подключены к системе, фиксировать в ЕГАИС закупки, а с 1 июля 2016 года в ЕГАИС должны отражаться и продажи алкоголя. Традиционно рынок оказался не готов к нововведению. По разным оценкам, в первые месяцы 2016 года могут закрыться до 40 процентов торговых точек, продающих алкоголь, прогнозирует Дробиз.
- Если ситуация не улучшится, то мы не исключаем введение госмонополии, по крайней мере, в отношении крепкого алкоголя, - отмечает Виктор Звагельский, зампред думского комитета по экономической политике, инновационному развитию и предпринимательству.
Кстати, депутаты Госдумы от ЛДПР уже готовят законопроект о монополии государства на производство и продажу алкоголя, сахара и, возможно, медикаментов, так как видят огромный оборот в сфере производства алкоголя, сахара и лекарств, а также серьезную криминализацию в этих отраслях.
Кроме того, в нынешнем году власти планируют усилить борьбу с контрафактной и нелегальной алкогольной продукцией. И Виктор Звагельский не исключает, что для этого даже будет вводиться отдельное лицензирование предприятий общепита, торгующих алкоголем.
Опять французы "наезжают"
Тем временем Франция активно добивается запрета на использование обозначений "шампанское", "коньяк" и "кальвадос" российскими производителями. И даже посулила пересмотреть экономические санкции против нашей страны.
Напомним, что в свое время Россия и Франция уже пришли к договоренности о том, что для экспорта при маркировке латиницей названия "шампанское", "коньяк" и "кальвадос" использоваться не будут, вместо них будут ставить "игристое вино", "бренди" и "крепленый сидр". Однако маркировку кириллицей для внутреннего рынка решили оставить. И вот теперь французы "наехали" опять…
Как считает Игорь Бухаров, президент Российской федерации рестораторов и отельеров, просто французами движет стремление продвигать на российском рынке свой собственный продукт.
Как бы то ни было, пока идти на уступки французам российские виноделы не собираются. Тем более что высокие продажи того же шампанского обусловлены в первую очередь доступной ценой, а не названием. "Мы действуем строго в рамках закона и не собираемся отступать", - отметил Леонид Попович. Между тем он же заявил, что теперь на бутылках ставят маркировку "игристое вино (шампанское)", а раньше писали просто "шампанское". "Мы уже больше ста лет пользуемся словами "шампанское", "коньяк", задолго до того, как во Франции все эти законы о месте происхождения приняли", - добавляет эксперт.
Питье вне санкций
По данным министерства промышленности, торговли и предпринимательства Нижегородской области, в прошедшем году в регионе меньше всего реализовано виски - 0,08 миллиона декалитров, коньяка и коньячных напитков - 0,22 миллиона, ликероводочных изделий с содержанием спирта до 25 процентов - 0,08 миллиона.
На нижегородском рынке объем реализации импортной алкогольной продукции в 2015 году составил 0,7 миллиона декалитров (без учета пива), что на 4,5 процента больше, чем в 2014 году. Доля импорта в общем объеме реализации алкогольной продукции занимает 16 процентов. Санкции, введенные против России, влияния на рынок импорта вина не оказывают. Ввоз вина на российский рынок не запрещен.
На прилавках наших магазинов имеются виноградные вина, произведенные более чем в 10 странах мира. Кроме того, нижегородские гурманы имеют возможность попробовать шотландский виски, испанский бренди, английский джин, французские коньяки и ликеры.
В министерстве считают, что внедрение ЕГАИС на всей стадии продвижения алкогольной продукции от производителя до конечного потребителя позволит предотвратить продажу алкогольной продукции с поддельными акцизными марками и пресечь теневой оборот алкоголя. Однако не уверены, что это никак не отразится на рынке нелегальной суррогатной продукции, на которую приходится более 40 процентов выпиваемого спиртного в виде аптечных настоек, спиртосодержащих жидкостей двойного назначения, суррогатного алкоголя и самогона.
Не приветствуют здесь и введение госмонополии на алкоголь, так как это еще больше усугубит экономические проблемы, которые сейчас переживает Россия.
"По нашему мнению, - как говорится в официальном сообщении ведомства, - госмонополия должна быть направлена на борьбу с нелегальным рынком и на увеличение налоговых поступлений от участников экономической деятельности. Считаем, что ни одну из этих задач госмонополия не решит, потому что нелегальный рынок алкоголя все равно сохранится".
Арина ОГУРЦОВА. Фото Александра ВОЛОЖАНИНА.
Комментарий
Дмитрий СИДОРОВ, старший преподаватель, аспирант кафедры венчурного менеджмента факультета менеджмента НИУ ВШЭ в Нижнем Новгороде:
- Введение электронных систем учета - всегда благо. Отмечу, что контрафактный алкоголь бывает двух видов. Первый маскируется под фабричное производство, второй же (к примеру, самогон) не маскируется ни под что. И если второго вида новшество никак не коснется, то изготовители первого обойти ЕГАИС не смогут.
Что же касается "шампанского", "коньяка" и "кальвадоса", надо принимать правила цивилизованного мира, в том числе и ВТО, в которое мы вступили. Другое дело, что разумно будет ввести переходный период. К примеру, сначала помещать на этикетке два названия, а через определенное время, когда потребитель привыкнет к новым обозначениям и брендам привычных напитков, оставить только их.
Я против попыток государства вмешиваться в частный бизнес и против госмонополий на что бы то ни было. Напротив, государство должно выступать гарантом того, что все участники рынка находятся в равных условиях. Должна быть здоровая конкуренция между производителями.
Хочу высказать и свое частное мнение: очевидно, что на этих рынках подпольный сектор будет процветать, потому что сама система далеко не идеальна. А значит, были, есть и будут люди, которые обходят закон. Если же вы разливаете контрафакт в фабричные бутылки и под липовыми этикетками, то у вас нет никакого стимула следить за качеством продукции. Методы рыночной конкуренции нужны - тогда и качество будет.
Цифры и факты
В 2015 году, по данным Росстата, на территории Нижегородской области общий объем продажи алкогольной продукции составил 23,5 миллиона декалитров, что на 2,3 процента меньше, чем в 2014 году. Бесспорным лидером по продажам является пиво, удельный вес которого составляет 82 процента, водки - 7,4 процента, вина (с учетом вин игристых и шампанского) - 7,7 процента. По сравнению с 2014 годом снизилось потребление водки на 10 процентов, винной продукции - на 2 процента. Потребление пива сохранилось на уровне прошлых лет - 19,4 миллиона декалитров.