Все его песни разные, поэтому самым верным стилистическим определением для того, что делает Найк Борзов, является "стиль Найка Борзова". Законспирированный панк, под маской которого угадывается космическое гражданство, горький лирик и саркастический летописец, которому не чужд ни рок-н-ролл, ни транс, он - все это, и не только. Он выступил с акустической программой "Молекула" в Mixtura Bar. Перед концертом, прогулявшись и напитавшись энергией слияния Оки и Волги, Найк пообщался с корреспондентом "НН".
Музыка его нашла
- С чего началось ваше вхождение в музыку?
- Музыка как-то сама меня нашла и к себе притянула. Я не делал никаких специальных движений, все было само собой. Еще до того, как начал говорить, я стал сочинять собственные мелодии; как только заговорил, начал произносить эти мелодии со словами, а когда научился писать, стал их записывать. Это было настолько естественно и просто, что даже не могу назвать какие-то особые моменты, которые "повлияли"… Затем, лет в тринадцать, я узнал, что существует куча музыкантов, которые играют всякую фигню, но при этом успешно выступают, а тут такой со своими классными песнями сижу, и у меня даже группы нет. И буквально на следующий день собрал группу.
- Ту самую "Инфекцию"?
- Нет, сольную группу. "Инфекция" появилась намного позже как юмор, как стеб и развлекуха. Свой романтизм я нашел давным-давно, еще до увлечения срамной лирикой, когда еще не было ни "ХЗ", ни "Инфекции" - ничего этого.
- И что же это было по стилю?
- Не знаю. Стиль Найка Борзова. Для меня любовь и смерть находятся рядом и любовь имеет двойной потенциал действия: можно угореть, а можно и сгореть.
Телевизор или нет?
- Читала, что в вашей семье не смотрели телевизор и что "ящик" стоял у вас выпотрошенный, с новогодней инсталляцией внутри. Ваше отношение к телевизору с тех пор не изменилось?
- У меня вообще нет телевизора. Я его не смотрю: мне не нужна информация оттуда. К тому же он занимает место.
- Помимо телевидения, есть радио, Интернет, печатные СМИ, и отовсюду идет специфический поток информации. Как его избегать?
- Вообще говорят, что все зависит от человека. Если он глуп и саморазвитие не входит в его планы, он находит причину для того, чтобы остаться сидеть на диване перед телевизором. А если человек ищет и находит, то старается развивать свои внутренние потенциалы, телевизор уже не имеет большой роли в его жизни. Появляются книги, общение с интересными людьми, поиск чего-то важного для себя. И вот тогда человека начинают привлекать другие вещи, а не сидение с пивком возле телевизора.
Если кто-то настолько ленив, что его собственная жизнь для него ничего не значит, - таков его выбор. Я никого не хочу учить жить, навязывать свою точку зрения, скажу лишь, что мы вынуждены постоянно выбирать. Мы обречены на свободу выбора, и в этом - наша несвобода, в бесконечном числе возможностей, когда ты можешь выйти из дома и пойти абсолютно в любую сторону. Если ты все время ходишь налево, ну пойди один раз направо, и наверняка встретишь там то, чего никогда в жизни не встречал. Вот только люди предпочитают ходить на работу или куда там еще по одной и той же проверенной дороге - и так изо дня в день всю жизнь, теряя свое время на одно и то же.
"Рок-н-ролл - наша тема"
- "Если бы рок-н-ролл придумали в Средневековье, он бы звучал как моя новая программа", - говорили вы. Но ведь рок-н-ролл на самом деле придумали в Средневековье, даже раньше…
- Более того, рок-н-ролл - это наша тема, из русского, а не из европейского Средневековья. Частушки - это и есть наш рок-н-ролл. Та же гармония, та же энергетика; гармонисты рвали меха, а люди танцевали буквально на потолке; какой там, простите, Джимми Хендрикс! Просто американцы переняли это у нас и сделали свою национальную музыку. Они и кантри переняли, и блюз…
- Что за программу вы привезли в Нижний Новгород?
- Это восемнадцать песен из разных альбомов и две новые… Началось все с того, что случайно я начал играть акустические концерты, и это было настолько классно, что решил все это зафиксировать. Теперь мы катаемся с этой программой и радуем людей.
- Любите играть в акустике, в небольших клубах?
- Сейчас - да.
- А как насчет больших пространств?
- Я особенно люблю открытые площадки, потому что именно на открытых местах моя музыка находится там, где и должна быть. Именно для открытых пространств я и пишу музыку, и, если ты слушаешь ее дома, надо закрывать глаза, чтобы уносило подальше в собственных фантазиях. Я и сам живу так, в постоянном потоке, и по-другому просто писать не умею, у меня постоянно какой-то транс получается.
- Как вы поддерживаете себя в музыкальной форме? Гаммы играете, распеваетесь ежедневно?
- (Смеется.) Есть специальные дыхательные упражнения, медитация. Перед концертом особо не распеваюсь, но разогреваю тело, полностью прогоняю через организм некую энергию. Этого вполне достаточно для того, чтобы концерт шел классно.
Мария ФЕДОТОВА. Фото Александра ВОЛОЖАНИНА.
Справка "НН"
Советский и российский рок-музыкант, поэт, певец и автор песен Найк Владимирович Борзов родился 23 мая 1972 года в подмосковном городе Видное. Работал в направлениях панка, психоделического рока. С 1992 года началась сольная карьера, а вместе с ней пришла и популярность. Первый суперхит "Лошадка" попал в ротацию радио в 1997 году.
После достаточно успешного альбома "Заноза" (2002) Найк сделал паузу в музыке. В это время он участвовал в ряде интересных проектов: например, исполнил главную роль (Курта Кобейна) в спектакле "Нирвана" Юрия Грымова, записал оригинальный саундтрек к книге "Страх и ненависть в Лас-Вегасе".
С 2010 года записывает альбомы, песни с которых становятся хитами, и пользуется заслуженным уважением в среде отечественной альтернативы и андеграунда.