Кухни лейтенанта Шмидта
На ул. Шмидта (Нижний Новгород, станция метро "Заречная") в фирме "К.", как и в некоторых других конторах, похожих на "Рога и копыта", вполне следуют логике незабвенного Остапа Бендера из "Двенадцати стульев" и "Золотого теленка" Ильфа и Петрова.
В этой фирме с фантазийным названием, отсылающим к детским сказкам, тоже припасены парочка-другая, как говорится, относительно честных способов изъятия денег у граждан. Хотя, по правде сказать, по нижегородским меркам изготовление на заказ а-ля виртуальной (не существующей в природе) или некачественной мебели, тех же кухонь, не самая нехоженая тропа для тех, кто не прочь подлататься за чужой счет. И с этим в Нижегородской областной общественной организации "Защита потребителя" сталкивались уже не раз.
- Недавно к нам обратилась нижегородка Надежда Викторовна К., заказавшая в начале 2007 года на ул. Шмидта мебель для кухни, - сказала юрист Светлана Евдокимова. - Она пожаловалась не только на значительный срыв сроков исполнения заказа, но и на качество наконец-то доставленной на дом мебели.
Нельзя согласиться, что мебельщики изначально, по договору, взяли себе будто бы мало времени - целых 65 дней. Причем при полной предоплате заказа, ведь классика же - "утром деньги - вечером стулья" или "вечером деньги - утром стулья".
Однако ждать формальной готовности заказа Надежде Викторовне пришлось еще больше, аж 120 дней, целых четыре месяца. Волнение, конечно, нарастало день ото дня. Покой не наступил даже после долгожданной информации от мебельщиков о готовности заказа. Во-первых, первоначальный акт сдачи-приемки Надежде Викторовне пришлось подписывать в офисе фирмы все равно что на кота в мешке - мебель осмотреть не дали. Во-вторых, после этого доставки на дом пришлось ждать… еще три недели!
Мебельщики вообще меньше всего заботились о своем имидже в глазах потребительницы, сполна оплатившей заказ и в финансовом отношении уже вовсе не привлекательной. В удобный для них самих день - вот уж приспичило, так приспичило - они привезли заказ ей домой. Хотя Надежда Викторовна, когда они ей это предложили, отказалась, будучи в тот день чрезвычайно занятой.
Зато когда она вечером вернулась домой, то получила шоковую эмоциональную встряску, застав "картину маслом": новую мебель все же доставили. Но она представляла собой "жалкое зрелище", как сказал бы ослик Иа из сказки про Винни-Пуха. Детские сравнения вообще сразу напрашивались сами собой, ведь днем дверь представителям фирмы открыл… несовершеннолетний сын заказчицы. Он же по их просьбе подписал и акт приемки готовой продукции, что в принципе юридической силы не имеет.
В ужасе рассматривала Надежда Викторовна не совпадающие по размеру ножки, дверцы шкафчиков в пятнах и царапинах, отнюдь не стерильной чистоты мойку, почему-то без сифона, и грязную фурнитуру. Последняя и вовсе обошлась ей как золотая, войдя весомой частью в общую сумму заказа 50 000 рублей, из которых 34 000 - изготовление частей кухни и 3500 - установка мебели.
Еще три недели заказчице пришлось биться за уже оплаченную установку мебели и устранение недостатков. Не видя толку, она решила обратиться за помощью в общественную организацию потребителей. Там она узнала, что имеет полное право на неустойку за просрочку изготовления заказа и работ по установке. Ей помогли также добиться устранения всех недостатков - дверцы нетоварного вида поменяли на качественные, ножки подобрали по размеру и т. д.
Сейчас в работе у юристов "Защиты потребителя" еще одна заказанная кухня. Исковое заявление буквально на днях отправлено в один из районных судов Нижнего Новгорода.
- Еще в марте Надежда Евгеньевна Л. заказала кухню на ул. Лескова, - удивлены в НООО "Защита потребителя". - Но до сих пор ее домой не привезли и вообще вряд ли изготовили, хотя срок готовности заказа назначили пусть и "плавающий", но вполне конкретный - с 10 по 16 мая.
Стоимость кухни по эскизу составила 24 300 рублей. В августе потребительница забеспокоилась и отправила в фирму претензию, на которую письменно ей ничего не ответили, а устно пояснили: "У нас не было материалов, но теперь мы приступили к изготовлению вашей мебели". Вот тебе и раз! А зачем же тогда заказ оформили, если материалов не имелось?
Однако на дворе сентябрь, а заказанной мебели для кухни у Надежды Евгеньевны (да уж, везло же тезкам - Надеждам - этим летом!) как не было, так и нет.
- Сейчас эта мебель ей даже и не нужна, во всяком случае от данного конкретного исполнителя, - говорят в общественной организации потребителей. - Но как минимум она уже может рассчитывать и на выплату ей неустойки в размере цены заказа, и на компенсацию морального вреда. А также на возмещение расходов на оплату услуг представителя в суде.
Случай этот, конечно, посложнее, ведь до сих пор у потребительницы нет в распоряжении предмета договора, то бишь кухни. Заказ пока что на 100 процентов виртуальный, прямо по Ильфу и Петрову.
Однако при всей его изощренной и даже отчасти вызывающей симпатию изворотливости литературный Остап Бендер тоже обманывал не всех без разбору, а пользовался невнимательностью и доверчивостью. И что уж говорить, в наше время каждому даже при покупке пачки творога желательно быть и внимательным, и дотошным, не то что при заказе многотысячных товаров и услуг.
Плохого не посоветуем
Дотошность не повредит
Есть 5 простых правил, чтобы не влипнуть в неприятную историю с невыполненным заказом.
1. Внимательно прочесть договор, причем особенно пристально различные примечания и дополнения. Неважно, что они бывают напечатаны мелким шрифтом как вроде бы ничего не значащие сноски. В случае рекламации на качество платной услуги именно в них чаще всего завуалировано согласие потребителя на любые огрехи исполнителя.
2. Разбивка услуги на несколько договоров должна насторожить, если потребитель столкнулся с фирмой впервые и не имеет достоверной информации о ее репутации. Все же желательно, чтобы именно в одном договоре, а не в нескольких указывалась стоимость готовой продукции, а не ее часть, так как потребитель заказывает мебель в полной комплектации (с фурнитурой и прочим). Здесь же должны быть предусмотрены условия доставки и установки мебели. (То же можно сказать и, в частности, о пластиковых окнах. - Примечание редакции.)
3. Как только условия договора по доставке заказа нарушены, потребителю необходимо в письменной претензии требовать неустойку в размере трех процентов в день за каждые сутки, если речь идет об услуге, или в размере одного процента, если это товар. Неустойка полагается и за невыполнение требований, связанных со справедливыми претензиями к качеству услуги или товара.
4. Приемка заказа на дому по времени обязательно согласовывается с потребителем. Мебель (и другие заказы. - Примечание редакции.) может принять и соответственно подписать акт приемки только сам заказчик или тот, кому он выдал доверенность на это, причем никогда - несовершеннолетний ребенок.
5. Акт о приемке заказа нужно подписывать только после того, как проверены комплектация изделий и их товарный вид. Если чего-то недостает и что-то в неприглядном виде, то это следует коротко описать на бланке акта. Подпись можно все равно не ставить - никто вас не вправе принудить, пусть составят свой служебный документ о вашем отказе подписываться.
Холодильник-хамелеон, или Дверца подлога
Больше года холодильник, приобретенный в крупной нижегородской торговой сети, прикидывался паинькой. Но вот на второй год гарантийного срока показал свое истинное лицо. Озверел, не иначе: начал все "насквозь" замораживать в обычном, не морозильном отделении.
Цена и название у холодильника не простые, а крутые. Отдала за него Елена Петровна из Канавинского района Нижнего Новгорода почти 27 000 рублей, но вот назвать его "милым" или "любезным другом", как переводится его наименование с немецкого языка, теперь никак не может.
Умиляться и впрямь нечего. И в магазине, куда она бросилась за помощью, к ней ну никакого уважения. Хотя чего можно было ожидать от сети "Э", когда и в общественных организациях потребителей, и в СМИ знающим журналистам уже несколько лет известно, что репутация у сети еще та. Там любого потребителя, посмевшего предъявить претензии к качеству, из головного офиса взашей с помощью охранников выводят. Но граждане слушают СМИ вполуха, больше реагируя на звонкие рекламные предложения торговли, чем на журналистские предостережения.
С Еленой Петровной ситуация следующая. В магазине ей сказали, что пока у них специалиста по проверке качества холодильников на месте нет. Порекомендовали обратиться в сервисный центр "Полаир". Там покупательнице выдали акт технического освидетельствования, в котором черным по белому написано: "Неисправна плата. Нарушений правил эксплуатации нет". А еще пояснили, что ремонт невозможен, так как у них нет запчасти, то бишь платы.
Елена Петровна теми же ногами - в сеть "Э" с заявлением о расторжении договора купли-продажи, так как налицо заводской брак ее недешевого товара. Там делают удивленные глаза и без суеты мгновенно находят собственного специалиста по холодильникам. В результате появляется новый документ: "Произведена диагностика - дефект не подтвердился. Холодильник исправен". После чего с оперативностью, достойной лучшего применения, доставляют его на дом покупательнице.
Елена Петровна в ужасе: холодильник вроде тот же, но с дверцы исчезло немецкое умильное слово. "Вероятнее всего, дверцу перепутали, когда производили ремонт без ведома покупательницы, - говорят в НООО "Защита потребителя". - Видимо, ее нужно снимать, чтобы заменить плату".
Если б не "торчащие уши" обмана в виде случайно замененной дверцы, то вовек не доказать бы ремонта и не добиться денег, которые должны вернуть потребителю в случае существенного производственного дефекта, выявленного в течение гарантийного срока.