Елена ТУРКОВА: сильная и хрупкая

Елена ТУРКОВА: сильная и хрупкая

25 лет замечательная актриса Елена Туркова играет на сцене Нижегородского академического театра драмы им. Горького. Глядя на актрису, в это сложно поверить…

Ее лучезарную улыбку, называемую «голливудской», раз увидев, не забудешь уже никогда! Этот распахнутый взгляд, смех и восторг переполняющей радости, жизнерадостного задора, которым были наполнены ее героини в начале творческого пути. Легендарная постановка Василия Богомазова «Ромео и Джульетта», в которой Елена Вячеславовна исполнила роль Джульетты, и которую помнят нижегородские театралы и сейчас, открыла Нижнему Новгороду большую актрису!

Пора обновления

В те годы перерождался родной театр, чтобы вновь «воскреснуть», сменялись режиссеры, руководители. Но именно с той поры - начала 90-х – с приходом в театр педагога и режиссера Василия Богомазова можно сказать, что в театре началась новая эпоха. И сейчас отчетливо понятно: насколько символично отражают разноплановые роли актрисы вехи новейшей истории, произошедшие со всеми нами.

А начиналось все непросто, но увлекательно, как и жизнь вокруг в то время: начало эпохи перемен, когда верилось, что все у нас сбудется. Харизматичный лидер-режиссер, педагог Василий Федорович работал тогда в Барнаульском краевом театре драмы – нужны были молодые талантливые актеры. Он приехал в родной Нижний за артистами. Своей неординарной личностью, вдохновленностью, азартом, идеями и планами он увлек Елену Туркову и Юрия Котова, тогда выпускников Горьковского театрального, и они поехали за режиссером в Барнаул. Василий Федорович мечтал создать свой новый театр. Не вышло…

В Барнауле у супружеской пары Юрия Котова и Елены Турковой родился сын Филипп, которого телезрители могли запомнить по сериалу «Зайцев +». Сейчас же он – молодой и заметный актер московского театра на Таганке. Но тогда, в 1991-м, и Василий Федорович, и артисты вернулись в Нижний Новгород, чтобы остаться, как оказалось, к счастью, для города и театра.

Словно пружина

Трогательно любящие, сострадающие, чуть наивные и одновременно цельные натуры – такими чертами обладают персонажи Елены Турковой. И будь то нежная Джульетта или Анна Дэмби в спектакле «Кин IV», уже в самых первых ролях на нижегородской сцене проявилась характерная особенность всех ее героинь. За «маской» ослепительной улыбки и звонкого смеха в театральных образах Елены Турковой всегда скрыта ранимость и боль! Сильные хрупкие женщины, которые были, есть и будут в любые времена. Хотя наиболее всего ей удается лирико-драматический жанр, классические «костюмные» постановки.

Эмоционально собранная, актриса всегда готова к выходу на сцену, как сжатая пружина. Непохожий на прежние работы, образ Зои Пельц (из спектакля «Зойкина квартира»), как зеркало времени, символично соответствует новому начавшемуся веку! Стильная бизнес-вумен, жесткая и властная, она приспосабливается и выживает в коммерциализированных годах НЭПа. Пусть цинично и на грани общественной морали. Но что остается делать, если любимый мужчина опускается на дно? И тогда, выкарабкиваясь, Зоя увязает все сильнее. Спектакль идет в театре почти 12 лет и стал визитной карточкой нижегородской рамы!

При схожих обстоятельствах, но без ретро-эстетики, в мелодраматической истории из современных реалий, «разруливала» неприятности ее Леонора – владелица небольшой турфирмы в спектакле «Когда ты рядом». Пожалуй, это чуть ли не единственная ее «отрицательная» роль. Самый деловой и рациональный человек из всех персонажей - она, действуя из благих намерений, разрушает при этом свою семью и жизнь близких.

Нельзя назвать Анну Железнову (старшую дочь Вассы из одноименного спектакля), острохарактерно сыгранную Еленой, злой или двуличной. Это особый тип «гарнизонной дамы» - жены никчемного офицера. Она хитра и расчетлива, сможет взять свое и не упустить выгоду, во всем – дитя своих грешных родителей. Главное, ни в чем не показывать своей слабости, потому что родственники вокруг, как волки. И она – одна из них. Если надо будет, то и зубами выгрызет свое счастье.

Крест искупления…

После опьянения лихими 90-ми, им на смену пришла рефлексия, переосмысления случившегося. Стали появляться постановки с нотами раскаяния и разочарования. Сменились жизненные роли: вчерашние герои и отличники оказались неудачниками, а в прошлом неучи и активные хулиганы, стали властителями жизни. В этом есть сходство и общий социальный конфликт у абсолютно разных спектаклей: «Вишневый сад» и «Одноклассники». Объединяет их, конечно же, и Елена Туркова, разнопланово играющая в них главных героинь.

Светлана Погожева в «Одноклассниках» несет свой незримый крест искупления за предательство любимого человека в юности, которое впоследствии обернулось трагедией. Это по-настоящему жертвенная любовь и добровольные страдания. Замкнутый круг самобичевания без выхода. Встреча одноклассников в доме их друга инвалида – бывшего «афганца», открывает многие скрытые на десятилетия секреты.

Постмодернистский «Вишневый сад» - о неготовности интеллигенции к переменам, об ускользающем прекрасном прошлом, о непрактичных бездельниках и болтунах, которые все ведут себя, как дети. Самый большой ребенок - Раневская, так естественно и элегантно сыгранная Еленой Вячеславовной. Только на первый взгляд может показаться почти басенной попрыгуньей-стрекозой. Вслушиваясь и вглядываясь в Туркову – Раневскую начинаешь осознавать, сколько скрыто в ней любви, веры и доверчивости, глубины и личной драмы.

Совершенно иные спектакли поставил на нижегородской сцене молодой режиссер Искандер Сакаев. Его постановки «Остров грехов» и «Саломея» – это поиск новых жанров и попытка непривычного театрального контакта со зрителем. Фарс, пластика, притчевость, визуальные эксперименты оказались достаточно непростыми для восприятия нашего зрителя. Спектакли Сакаева одновременно режиссерские и актерские. Они хороши уже тем, что позволяют по-новому раскрыть талант больших актеров.

…И искушения

Устав быть сильной и одинокой, Агата в «Острове грехов» настолько же любит, насколько же терзается любовью и ответственностью за своих близких. Брошенная, обиженная женщина - этакий комендант женского общежития на козьем острове, где не было места чувствам. История любовного четырёхугольника закончится трагично. Она сама – судья, палач и жертва в наказание за искушение. Раздираемые внутренние терзания можно только оборвать. Но это единственный возможный выход – на взгляд драматурга.

На фоне интровертной камерной фантасмагории У.Бетти о женщинах и искусителе, наиболее контрастно выглядит экспрессивная драма «Саломея» О.Уайльда. Монохромные цвета во всем, минимализм оформления сцены, необычные хореографические решения и даже авангардность в форме самой постановки. Спектакль эффектен эстетически. У Елены Турковой в спектакле одна из ключевых ролей – матери Саломеи, Иродиады – жены царя Ирода. В соперничестве с дочерью ее властная царица проигрывает. Отчетливо видя, как мир вокруг стремится к саморазрушению, а ее собственное положение в этот момент становится слишком шатким, Иродиада уступает в борьбе за мужчину. Но нужно держать на лице маску приличия и достоинства. В ней борются противоречивые чувства: любовь, зависть и ненависть к собственной дочери. И во всем этом тоже есть примета нашего времени – драматические последствия и результаты всего ранее прожитого.

Новые роли талантливой актрисы принесут нам другие символичные приметы времени, чтобы переосмыслить себя и то, как мы меняемся.

Ольга ПЛАКУСНОВА.

Фото Георгия АХАДОВА.