Тамара КИРИЛЛОВА: «Возраст для меня не имеет значения»

Тамара КИРИЛЛОВА: «Возраст для меня не имеет значения»

Известная нижегородская актриса о своих ролях, режиссерах и «Тотальном диктанте»

С заслуженной артисткой России, одной из ведущих актрис нижегородского театра драмы им. М. Горького Тамарой Кирилловой мы встретились... после диктанта. Актрису пригласили принять участие во Всероссийской акции «Тотальный диктант»-2016.

 В ожидании мастера

- Тамара Юрьевна, каковы впечатления? Сложно было читать текст для самых разных людей? Все-таки это, наверное, совсем не похоже на роль...

- Совершенно не похоже. Надо было читать так, чтобы люди поняли, как писать. И все же я бы сказала, что в диктанте проверяется и грамотность, и безграмотность. Сегодня мы с Сергеем Блохиным читали текст об истории Олимпийских игр. Поскольку я первый раз в такой акции принимала участие, честно скажу, было немного сложно - ведь все люди разные, многие переспрашивали... Но вот подсказывать нам было нельзя.

- А вы помните, как сами писали диктанты в школе?

- Ой, как это было давно! (Улыбается.) И знаете, я не хотела бы учиться в школе сейчас. Но диктант написать...наверное, это было бы интересно. Я немало переписываюсь с друзьями, со знакомыми и, конечно, слежу за грамотностью.

- Вы с детства мечтали стать актрисой?

- Да, и даже играла в драмкружке. Но первый год после окончания школы я не поступала в театральное училище, работала пионервожатой. Хотя планы стать актрисой у меня были всегда.

- Наверное, вы просто ждали своего мастера. Ведь судьба готовила вам удивительные встречи - с Соколоверовым, Наравцевичем, Лерманом...

- У нас на курсе мастером был Валерий Семенович Соколоверов, а Борис Абрамович Наравцевич и Семен Эммануилович Лерман ставили спектакли. Они совершенно разные режиссеры. Но это было действительно удивительное время, сам настрой был абсолютно творческий. Мы все молодые, очень хотели работать, пробовать себя. Воспоминания необыкновенные. Со мной на курсе учились Лена Наравцевич (сейчас заслуженная артистка России, режиссер Елена Фирстова), Толик Фирстов (ныне заслуженный артист России Анатолий Фирстов). Мы часто собираемся, но все то время помнят по-своему.

 Сыграть свою императрицу

- В прошлом году вы отметили юбилейную дату вашего прихода в театр драмы. А ведь каждая ваша роль становилась для многих событием. До сих пор не могу забыть, например, вашу Амалию в «Клерон», Катарину в «Укрощении строптивой» и совершенно невероятную Флейту-пикколо в «Дне Победы среди войны». А помните свою первую роль в театре?

- Конечно. В театр меня пригласил Лерман. Я начинала с маленькой роли в спектакле «Муж и жена снимут комнату». А потом Семен Эммануилович решил меня попробовать уже в роли побольше (Марика в «Помощнике прокурора» Чхеидзе. - Авт.). Мне очень повезло - я застала мастеров, многому училась у Хлибко, у Вашуриной, у Дроздовой...

- Одним из самых знаковых спектаклей с вашим участием была «Утиная охота». В то время к Вампилову было непростое отношение, и не все театры отваживались его ставить...

- Да, и у нас он шел в рамках проекта «Несыгранная роль, не поставленный спектакль». Пришел Володя Морозов (актер и режиссер, заслуженный артист России), и мы решили ставить именно Вампилова. Мы показывали его в университете. Конечно, были споры. Но было очень интересно. Работали и с Юрием Фильшиным, потом эти спектакли («Мурлин Мурло» и «Дон Жуан») перешли на большую сцену.

- Кстати, на мой взгляд, вы актриса, которая очень чувствует режиссера. И при всем этом вы всегда очень индивидуальны и независимы на сцене. Как вам удается такое совмещение?

- Начну с того, что мне очень интересно работать с режиссером. Особенно, когда складывается спектакль. А когда еще при этом возникает актерский ансамбль - это вообще сказка. Потом все равно выходишь на свое видение роли, характера персонажа, без этого просто не обойтись, но направление всегда дает режиссер.

- Именно так было и с вашими недавними ролями — Вассы Железновой в спектакле «Васса», которую критики назвали «совсем не железной», и императрицы Марии Федоровны в спектакле «Павел I»?

- Да. И с Модестом Абрамовым, и с Еленой Невежиной было очень интересно работать. Что касается «Павла I», то для начала мы буквально перелопатили большое количество литературы. Читали не только Мережковского, но и все, что написано о государе, о той эпохе. Были бесконечные разговоры, споры. Кто такая императрица? Кто такой Павел I? Мы знаем по воспоминаниям, как играл его Борисов. А переложить его на свой лад было уже интересно. Так же, как и мне сыграть «свою» императрицу. Мне понравилось работать с Невежиной - она выводит на свой путь, но не давит. Вспоминаю о репетициях с удовольствием - хороший был период, праздничный.

- Кстати, ваш сын - историк. Как он оценил «Павла I»?

- Володя был в восторге от спектакля. Ему очень понравилась именно такая трактовка, мы обсуждали после премьеры.

 Жизнь все равно прекрасна

- Кроме репертуарных ролей в театре вы участвуете в проекте «Вася+1», а до этого снимались в телепрограмме «Колесо». Для вас это еще одна грань самореализации?

- Знаете, как говорится, нам всегда чего-то не хватает (улыбается). И когда появляется такая замечательная возможность — что-то показать, сыграть еще... В «Колесе» была первая режиссерская работа Володи Фокова, тогда артиста нижегородского театра драмы, пьесы — одноактовки, и попробовать себя там было очень интересно, тем более, что сцена - это одно, а экран - совсем другое. Но это было давно. А с Леной Фирстовой мы ставили пьесу одного молодого драматурга. Я очень легкая на подъем, Лена мне предложила поработать - и я согласилась, тем более, материал был благодатный: героиня - бывшая актриса. И с Леной работать одно удовольствие. С нами, кстати, были и молодые актеры, с таким воодушевлением все играли.

- Вопрос, который вам, наверное, часто задают журналисты. Вы просто замечательно выглядите. У вас есть какие-то свои секреты?

- (Смеется) Признаваться, что всю жизнь на диете, как-то не совсем хочется...

- То есть после шести вы не едите?

- После семи. Нет, ну, кефир можно или рыбку вареную съесть (шепотом. - Авт.) иногда. Ну, я же не крупная актриса. Есть героини, есть травести, а у меня с амплуа все как-то непонятно. Но переиграла все. И возраст для меня, заданный автором, не имеет никакого значения (улыбается).

- Так вы оптимистка по жизни?

- Такой я кажусь. У меня такой характер, что я очень редко бываю в плохом настроении. Мне кажется, что это человека не красит, да и лишние морщинки ни к чему (улыбается). Ну, бывает, разобью пару тарелочек-чашечек. Но сколько это может продолжаться? Жизнь все равно прекрасна.

Оксана ЗЕМСКАЯ.

Фото Георгия АХАДОВА.

 Справка «НН»

Тамара КИРИЛЛОВА российская актриса. Родилась 6 марта 1952 года в Белгородской области. Окончила Нижегородское театральное училище. В Нижегородском академическом театре драмы им.М.Горького с 1975 года. Заслуженная артистка России. Лауреат премии Нижнего Новгорода. Лауреат премии Нижегородской области имени А.М.Горького. Лауреат премии им. Н.И. Собольщикова-Самарина и им. Е.А.Евстигнеева. Награждена почетной грамотой губернатора Нижегородской области и медалью ордена «За заслуги перед Отечеством» второй степени.

Следите за нашими новостями в удобном формате