Накануне Дня Победы один нижегородец оправился по магазинам купить к празднику сынишке танк Т-34. Обошел немало из них и все напрасно - нет нигде. Да еще приметил, что на полках не нашлось места русским богатырям, советским солдатам. Занимают их римские легионеры, американские спецназовцы… "Тридцатьчетверку" он все же отыскал в Интернет-магазине и уже не удивился, что она китайского производства.
Словно взятые из жизни
Сейчас прилавки магазинов буквально ломятся от детских игрушек. Чего здесь только нет: мягкие зверюшки, ультрамодные куклы-монстры, радиоуправляемые автомобили, развивающие игры… Между тем нижегородские историки, сравнивая это изобилие с игрушками и играми эпохи Советов, уверены, что современные изделия во многом уступают скромному ассортименту "Детского мира" прежних лет.
Немногие знают, что в далекие 30-е годы прошлого века Горький был одним из центров разработки, внедрения и изучения игрушки в СССР. Здесь в августе 1933 года прошла первая конференция по игрушке, в которой принимали участие представители этой отрасли со всей страны. Об этом в своей книге "Первое советское поколение. Испытание войной" повествует Владимир Сомов, доктор исторических наук, профессор кафедры истории и политики России ННГУ имени Лобачевского, который как раз и бродил безрезультатно по магазинам в поисках одного из символов Победы.
- Особое внимание на конференции уделялось производству кукол. Отмечалось, что куклы должны быть простыми и интересными, которые дают "тип нашего советского ребенка, пионера, рабочего, крестьянина, колхозницу", - отмечает нижегородский историк. - Игрушки должны быть словно взятые из жизни, "такие, какие они есть на самом деле".
По словам профессора, требования к советской игрушке вырабатывались на основе теоретических работ Надежды Крупской.
- Требования утверждали, что есть игры, вырабатывающие жестокость, развивающие национальную ненависть, плохо действующие на нервную систему, вызывающие азарт, тщеславие, - рассказывает Владимир Александрович. - В противовес им становились игры, укрепляющие волю, воспитывающие чувство справедливости, умение помочь в беде.
21 января 1934 года было принято постановление СНК РСФСР "Об утверждении Положения о Комитете по игрушке при Наркомпросе РСФСР". Комитет должен был осуществлять "политико-идеологическое руководство и контроль за созданием, производством и распространением игрушек для детей всех возрастов". Одновременно постановление запрещало производство и распространение игр и игрушек, "не отвечавших целям и задачам коммунистического воспитания".
Проводники идеологии
Уже в марте 1934 года комитетом был утвержден список игрушек, которые разрешались или запрещались к производству и распространению. Среди рекомендованных "как особо ценные" преобладали механические игрушки, предметы быта, животные - всего 119 наименований: двигатель с часовым механизмом, подъемный кран, умывальный прибор, чайник, буденовец, индюк, гусь, транспортер, автокран, грузовик, трактор малый…
Допущенных к производству насчитывалось 906 наименований.
- Список игрушек, подлежащих запрету, содержал 293 наименования. Сюда вошли игрушки, способные вызвать нездоровые и ненужные с точки зрения государства эмоции и личностные качества, - подчеркивает Владимир Сомов. - В основном причинами запрета были характеристики - "искаженная форма", "антихудожественное оформление", "безобразная форма". Кроме того, ряд игрушек запрещался по идеологическим соображениям, к примеру, буржуй - как идеологически вредный образ. Запрещались также игрушки, вызывающие эмоции, связанные с половым воспитанием: девочка с ребенком, люльки.
Приказом Наркомпроса РСФСР от 9 сентября 1936 года категорически запрещались игры "политизированные, профанирующие и вульгаризирующие политическое образование", например: политбой, политвикторина, политудочка, друзья и враги народа, политкегли… Под запрет попали "враждебные" виды игр типа Голосование, или Кто за кого, отмечает Владимир Сомов. Непригодными были призваны и игры, "ставящие отдельные группы играющих или одного участника в положение, враждебное пролетариату.
- Игры и игрушки постепенно становились проводниками государственной идеологии. Воздействие военизированных игр и игрушек усиливалось тем, что они использовались системно в процессе воспитания, - отмечает наш собеседник.
Разучились играть
- В конце 1950-х мы со старшим братом поехали летом к тетке в деревню. Мне тогда было лет пять, - вспоминает нижегородец Евгений Суворов. - Тетка поехала в соседнее село к брату и привезла от него два огромных фанерных чемодана с игрушками. Таких игрушек мы прежде не видели. Как потом выяснилось, это были игрушки 1930-х годов. Но среди них затесались и более ранние экземпляры, еще царских времен. Например, колокольчики с российскими двуглавыми орлами. Запомнились и куклы - тем, что там были отдельно кукольные головы и тела. Как пояснила тетка, до войны из-за дороговизны приобрести своим детям куклы могли очень немногие. Вот производители и выпускали только головы или головы с телами. А все остальное мастерили сами дети и их родители.
- Куклы в 50-е годы у меня были по нынешним временам совсем непривлекательные, - поделилась нижегородка Светлана Панова. - Зато имелись очень красивые кукольная мебель и посуда - "трофеи", привезенные из стран Европы. Чуть позже появились и советские образцы кукольной мебели и посуды. Видела в магазинах даже целые наборы, но стоили они очень дорого. А вот музыкальные игрушки родители детям покупали. Кто победнее - свистульки и дудочки, кто побогаче - игрушечные пианино и рояли, на которых можно было даже сыграть "концерт". Кстати, многие мои подруги, как и я, потом учились в музыкальной школе, а некоторые даже стали профессиональными музыкантами.
- В годы холодной войны львиную долю игрушек составляли солдатики - оловянные и пластмассовые. Многие, как, например, я, их коллекционировали, - поделился Александр Смирницкий, кандидат исторических наук, доцент кафедры теории и истории государства и права НГПУ. - Горький долгое время был закрытым городом. Потому и ассортимент детских магазинов был весьма ограничен. В продаже были чапаевцы, буденовцы, рыцари. Помню, был прекрасный набор рыцарей "Битва на Чудском озере". В Москве продавались также римляне и древнерусские воины на конях. А еще пользовались популярностью ковбои, индейцы, но в нашем городе они были в дефиците. Их привозили к нам из Львова, Москвы, Ленинграда. А еще были машинки - "Волги", "Жигули", "Москвичи", у которых открывались двери и капот. Ассортимент в 50 -70-е мало отличался от более позднего, отмечает историк.
Пространство для творчества
- Вообще партия следила за тем, во что играют дети. К примеру, быстро исчезли с прилавков духовые ружья, начали повсеместно бороться с рогатками и самострелами. Куклы были целомудренные, без антропологических особенностей, с "кукольными", а не человеческими руками и ногами. Игрушек-"врагов" - белых, фашистов - также не было, - продолжает Александр Смирницкий. - Считаю, у советских детей было счастливое детство и хорошие, качественные игрушки. Пусть некоторые из них и были довольно примитивны, зато будили фантазию. Сейчас игрушек много, красивых и разных. А что с ними делать ребенку, как в них играть? По моим наблюдениям, дети разучились играть, создавать сценарий игры. Это очень грустно.
Борис Пудалов, руководитель комитета по делам архивов Нижегородской области, кандидат филологических наук, вспоминает, что в советские годы у нас в области было широко развито производство игрушек, преимущественно - елочных. Они были яркими, ручной работы. Был, к примеру, среди них трогательный карапуз с лопаткой, который назывался Сережа. В 60-е годы широкое распространение получили пластмассовые игрушки, особенно - автоматы, ружья и прочее оружие. Сохранились до наших дней, правда, несколько видоизменившись, и металлические конструкторы. А уж настольный хоккей с фигурками на штырьках, появившийся в конце 60-х, был выведен в то время чуть ли не на уровень профессионального спорта.
- Я, конечно, не педагог, но впечатление такое, что тогда существовал некий педагогический принцип: детские игрушки должны оставлять пространство для детской фантазии, заставлять ребенка домысливать, додумывать игру или игрушку.
- Мне запомнилось одно интервью с актером Александром Панкратовым-Черным, кстати, выпускником Горьковского театрального училища, - отмечает историк Владимир Сомов. - Актера спросили, откуда у него актерский талант и такие способности к импровизации. Тот ответил: потому, что в детстве у него были примитивные игрушки. Они дают пространство для творчества, развивают не культуру потребления, а культуру созидания. В советское время игрушки были не рыночным продуктом, как сейчас, а продуктом научного творчества. Каждая модель игрушки утверждалась в ту пору чуть ли не на самом верху. То есть игрушки по сути были довольно серьезной вещью, а отнюдь не игрушками в общем смысле этого слова.
Ольга АБРАМОВА. Фото Александра ВОЛОЖАНИНА.