Общественное мнение помогло отстоять эти вагоны

Общественное мнение помогло отстоять эти вагоны

Еще недавно железнодорожники собирались ликвидировать плацкартные вагоны. Прежний президент ОАО "РЖД" Владимир Якунин хотел избавиться от этих, пусть и не слишком удобных, зато весьма экономных для пассажиров бездверных салонов. Якунин же называл плацкарты "анахронизмом", а поездку в них - "коллективным стриптизом на 70 человек".

Реже грабят и насилуют

Однако компания пересмотрела точку зрения.
- Мы провели изучение спроса и пришли к выводу, что плацкарт необходимо сохранить, - сказал действующий президент ОАО "РЖД" Олег Белозеров. - Плацкартные вагоны нам нужны не только для специализированных перевозок, например групп детей. Это в целом востребованная услуга, которой люди хотят пользоваться. Но плацкартный вагон должен быть, конечно, другим, более комфортным. Мы планируем в течение четырех лет заменить старый подвижной состав на новый.
Не секрет, что многие пассажиры сознательно отдают предпочтение поездке в плацкарте не только из соображений экономии. Как пишут люди в соцсетях, в особенности - женщины, оставаться со случайными попутчиками в закрытом пространстве небезопасно. К тому же в присутствии многочисленных свидетелей вероятность стать изнасилованной или ограбленным гораздо меньше, считают люди. Что же касается поездок на двухэтажных поездах, граждане опасаются, что они менее безопасны, нежели обычные.
Отметим, что поездки в плацкартных вагонах, в отличие от купе и СВ, относятся к регулируемому виду перевозок. Цены на них определяет Федеральная служба по тарифам, при этом государство выделяет деньги на компенсацию недополученных доходов РЖД. Два года назад РЖД анонсировали программу замены плацкартных вагонов на двухэтажные купейные. Сообщалось, в течение шести лет количество мест в плацкарте должно сократиться вдвое. Правда, по расчетам специалистов, это приведет к росту тарифа на 20 - 30 процентов.

Со всеми неудобствами?

Как правило, стоимость поездки в плацкарте в среднем в два раза дешевле (от 1,5 до 2 и более раз), чем в купе. Показательный пример - "пермский" поезд (сообщением Москва - Нижний Новгород - Пермь), с отправлением в 16.50 из Москвы. Плацкарт стоит 2129 руб., купе - 4939 руб. Как мы видим, расхождение в цене здесь составляет целых 2800 рублей!
Вообще из-за отсутствия в кассах дешевых билетов на поезд до Москвы многие нижегородские "гастарбайтеры", трудящиеся в столице нашей Родины, в последнее время перешли на автотранспорт - автобус, микроавтобус или легковушку. Немудрено, что организации и частники, занимающиеся такими перевозками, растут как грибы после дождя.
Да что там предприниматели. "Калымят" таким образом и простые смертные, грубо говоря, такие же пассажиры: те, кто едет в столицу на своей машине, часто ищут на сайтах попутчиков рублей за 500 - 600. Билет на автобус обойдется чуть дороже: в среднем около 800 рублей (причем, в обратном направлении, то есть из Москвы в Нижний билеты почему-то заметно дороже, чем в столицу).
- Замену плацкартных вагонов на купейные мог предложить только человек, который не знает реальных возможностей российских пассажиров, - поделился с "НН" Александр Федоров, железнодорожник с 40-летним стажем. - Не секрет, что в последние годы пассажирам навязывались все более дорогие услуги. Мне, например, не раз доводилось помогать своим друзьям и родственникам доставать билеты на поезда дальнего следования. Парадокс был в том, что купейных билетов в кассах Нижнего Новгорода (да и других городов страны, включая Москву) было - завались, а вот плацкартные, которые значительно дешевле, приходилось доставать "по блату". Для Якунина экономия в тысячу-две, разумеется, роли не играет. А вот для почти всех остальных людей, которые экономят даже на продуктах и лекарствах, это немалые деньги. И поэтому они готовы мириться с неудобствами плацкартных вагонов.

Арина ОГУРЦОВА. Фото Александра ВОЛОЖАНИНА.

Вместо комментария

Как сообщили "НН" в Горьковском филиале ОАО "ФПК", инвентарный парк пассажирских вагонов там по состоянию на январь 2016 года составляет 1617 вагонов. Это 7,8 процента от общего парка АО "ФПК". Из них 8 вагонов - VIP, 82 - СВ, 722 купейных, 663 плацкартных, 80 межобластных, 13 багажных и 49 вагонов-ресторанов.
В 2015 году поставка новых вагонов не производилась.
Инвентарный парк (с учетом приведения к объемам перевозок): в 2010 г. - 1678 вагонов, в 2011 г. - 1796 вагонов, в 2012 г. - 1826, в 2013 г. - 1796, в 2014 г. - 1677, в 2015 г. 1698. Выбытие: 2010 г. - 72 вагона; 2011 г. - 46; 2012 г. - 67; 2013 г. - 85, в 2014 г. - 39, в 2015 г. - 82, в 2016 г. - 78. Средний возраст вагонов составляет 17 лет (в целом по сети - 19,1 года).

Любопытно

Для сравнения, вот, к примеру, стоимость билетов в один и тот же поезд: купе (К) и плацкарт (ПЛ). Данные взяты с одного из специализированных сайтов в Интернете.
Москва - Санкт-Петербург - ПЛ от 1333 руб., К от 2419 руб.
Москва - Воронеж - ПЛ от 1211 руб., К от 1617 руб.
Москва - Казань - ПЛ от 1501 руб., К от 3380 руб.
Москва - Минск - ПЛ от 2618 руб., К от 4601 руб.
Москва - Екатеринбург - ПЛ от 2363 руб., К от 4188 руб.
Москва - Белгород - ПЛ от 1382 руб., К от 2289 руб.
Москва - Киев - ПЛ от 3721 руб., К от 5897 руб.
Москва - Мичуринск - ПЛ от 1080 руб., К от 1173 руб.

Следите за нашими новостями в удобном формате