В Нижнем Новгороде идет работа над многосерийным телевизионным проектом «Имя ему Легион». Сейчас нижегородская кинокомпания «Кондор» снимает первый фильм проекта под рабочим названием «Людоед». Впрочем, фильм – отнюдь не про каннибала, это метафора драмы человека, вынужденного сменить привычный образ жизни на криминальный.
Режиссер Александр Кондратенко обещает узнаваемых персонажей, отсылки к узнаваемым событиям и культовые места действия. «В прошлом проекте «День Победы» мы выбирали самые красивые места Нижнего, на этот раз покажем самые… интересные, редкие. Такие места, которых вскоре может не быть – старое Канавино, историческое Сормово в районе завода, какие-то дворики», - обещает режиссер.
Кладезь талантов
- Название как бы намекает на мистическое содержание фильма?
- Название отсылает к библейскому первоисточнику, но содержание далеко от мистики. Скорее – философское кино, рассказывающее об определенной группе людей. Это очень масштабный проект, желающих принять в нем участие было свыше семисот человек, и заявки продолжают приходить до сих пор. Мы набирали и профессионалов, и интересные типажи. Очень много народу задействовано: актеры нижегородских театров, актеры-каскадеры кинокомпании «Кондор», московские артисты. В фильме будет и стрельба, и трюки, и криминал, и большая любовь… И много юмора.
Мы вновь убедились, что Нижний – кладезь талантов. Нашли музыкантов, которые могут утереть нос любым москвичам – это группы «Ноты», «Максимум», гениальный автор Алексей Кабелев, известный в Нижнем Новгороде «Последний приют»; их композиции будут звучать в фильме, и вместе с фильмом они «заиграют».
Сериал должен выйдет на экраны ближе к сентябрю. Сейчас продюсерский центр подбирает федерального закупщика. А мы ищем генерального партнера.
- Нынешний экономический кризис повлиял на кинопроизводство?
- Конечно, повлиял. Если бы не кризис, я бы не снимал сериал в Нижнем Новгороде, а работал бы в дружественных арабских республиках – Египте, Израиле, Иордании – либо в Москве. Но так как нас выгнали из арабских стран, а в Москве опять же кризис, свернулись очень многие проекты и масса народу осталась без работы – мы вернулись в Нижний и делаем бюджетный нижегородский сериал, то есть предлагаем антикризисную альтернативу.
- Верите ли вы в будущее нижегородского, местного кинопроизводства? Ведь все стремятся в Москву и в Питер.
- Действительно, едва в Нижнем появляются кинопрофессионалы, они, чуть оперившись, улетают в столицы, так что здесь никого не остается. Мы работаем по всему миру, но находимся в Нижнем Новгороде потому что нам нравится это место как площадка для съемок. Здесь можно снять и старый Питер, и город будущего, и исторические события и вообще все что угодно. Что до кинопроизводства, оно не может быть привязано к какому-то региону, потому что кино – это искусство, а у искусства нет границ. Как, например, «Рок-Острова» и Чиграков - нижегородцы, но вовсе не считаются «местными» музыкантами.
Показали всё, что хотели
- Как вы пришли в кино?
- Я из актерской среды, из династии цирковых артистов. Мой дед был акробатом, работал в обойме «Союзгосцирка» - кстати, работал с Вольфом Мессингом. Из цирка ушел на фронт, был тяжело ранен, комиссован, через несколько лет вернулся на арену. Отец работал с Дзерессой Тугановой в ансамбле осетинских наездников, полмира с ними объездил. Бабушка была занята в танцевальных номерах; также она снималась в кино, в том числе у Пырьева, в военной драме «Свет далекой звезды». Частично этот фильм снимался в Горьком в шестидесятые годы. По Канавинскому мосту стояли зенитки, шли военные полки, танковые колонны… Наверное, никто уже не помнит об этом, а у меня есть и фотографии со съемок, и сам фильм.
Да и папа тоже снимался во многих фильмах, в том числе в сериале «Московская борзая». Мы были принимающей стороной, отец выполнял трюки в группе каскадеров. Несмотря на свои семьдесят лет.
Я учился в нашей телерадиорежиссерской школе и на высших курсах режиссуры Игоря Масленникова, постоянно учусь этому и актерскому мастерству. Снимаюсь в сериалах, работаю директором, режиссером, постановщиком трюков.
- Расскажите, пожалуйста, о трюках. В чем ваша «фишка»?
- Нашу каскадерскую группу называют одной из лучших в России благодаря тому, как мы ставим кинобой. Бой в кино – отдельное искусство, там должен быть свой оператор, режиссер, монтажер… Но самое главное – понимать чего хочет режиссер. Если он хочет оригинальности – будет оригинальность, а если говорит «Мне вот эти Джеки Чаны не нужны», значит, их не будет. Надо уметь работать во всех стилях – и в бездарной американской манере, и в виртуозной китайской.
Когда наши каскадеры работали с Москвой и готовили трюк, где надо было падать с большой высоты, москвичи спросили, где наши маты и накладки. Мы ответили, что работаем без подстраховок, и на нас начали посматривать с подозрением. Так что пришлось для показухи, для того чтобы выглядеть как «настоящие каскадеры», приобрести накладки и сшить маты. Дело в том, что все, что требуется в трюковом кино, для нас очень легко, а москвичи выдают это за что-то крайне сложное и серьезное - чтобы денег побольше получить. И нам надо было приноровиться в том смысле, чтобы не забывать все время делать из мухи слона, доказывая этим свою важность.
- Есть ли у вас фильм-мечта, который вы когда-нибудь непременно снимете?
- Во всех своих работах мы делаем именно то что хотим и осуществляем свою мечту. Взять хотя бы «Имя ему Легион» – да, мы делаем сериал для московского канала, но делаем так, как нам нравится. Захотели показать Нижний как зону отчуждения – и показали. Захотели сделать римейк на американскую киноновеллу – сделали «Лишние». Этот фильм собрал очень много призов! Захотели сделать сложное интересное фестивальное кино – сделали «Катарсис»…
- Чего, на ваш взгляд, не хватает Нижнему Новгороду для того, чтобы стать киностолицей?
- Денег. Банально. Будут деньги – будет и все остальное. Впрочем, к нам приезжают московские актеры – и нас поддержать, и себя попробовать в разных творческих ипостасях. Благодаря нам, в Нижнем много кто побывал.
- А если бы у вас была возможность пригласить на съемки кого угодно – любого актера – кого и в какой проект вы бы пригласили?
- Дэниела Крейга. Дали бы ему роль, подрались бы с ним на фоне кремля…
Мария ФЕДОТОВА.
Фото предоставлено кинокомпанией «Кондор»
Справка «НН»
Кинокомпания «КОНДОР» основана Александром Кондратенко в Нижнем Новгороде в 2009 году. В 2010-м был выпущен первый фильм. Единственная в Нижнем Новгороде кинокомпания, полнометражные работы которой приняты в Госфильмофонд РФ. На данный момент - это четыре фильма: «День Победы», «Катарсис», «Лишние» и «Желтое облако». Кстати, на днях «День Победы» получил очередную награду - приз зрительских симпатий подмосковного кинофестиваля. Фильмы демонстрируются в эфире нижегородского телеканала «Волга», в Белоруссии, на Украине, на русскоязычных каналах США и стран Европы.