Страховщиков предлагают допустить к врачебным тайнам пациентов

Страховщиков предлагают допустить к врачебным тайнам пациентов

Секреты пациентов скоро выплывут наружу. Сейчас рассматривается возможность обеспечить доступ к конфиденциальной информации, коей располагают только медики, представителям страховых компаний. Соответствующий законопроект уже подготовлен Минфином. Делается это, как обычно, исключительно из заботы о гражданах. Дескать, это поможет максимально быстро обеспечить выплату страхового пособия людям. А ведь не даром говорится: что знают двое, то знают все...

Секреты без печати

"Организации и индивидуальные предприниматели обязаны предоставлять страховщикам по их запросам заключения, связанные с наступлением страхового случая и необходимые для решения вопроса о страховой выплате", - говорится в законопроекте. Причем это касается и информации, которая содержит врачебную тайну. Правда, сделать это компании могут с письменного согласия или самого застрахованного лица, или его законных представителей (или наследников - в случае его смерти).
Согласие на доступ к персональной информации пациент или его родственники должны давать не страховщику, а оператору медицинской информации, то есть медучреждению - этот пункт, кстати сказать, пришелся не по душе самим страховщикам.
Разумеется, в документе подчеркивается, что страховые компании и их представители обязаны "соблюдать конфиденциальность сведений (данных) о застрахованных лицах, выгодоприобретателях", "соблюдать требования законодательства о защите персональных данных, соблюдении врачебной тайны". Но для большинства застрахованных это не может быть утешением. Тем более в наше время, когда сохранность данных никто не гарантирует, в том числе и медики. Не они ли снабжают информацией нижегородских ритуальщиков, которые тут же появляются на пороге квартиры, едва кто-то из членов семьи почил в бозе или только стоит на пороге того света. Такие факты повторяются, несмотря на громкий скандал, разразившийся в Нижнем Новгороде пять лет назад. Тогда на скамье подсудимых оказался завотделения городской станции скорой помощи, который "торговал" потенциальными покойниками. Он велел врачам передавать заинтересованной ритуальной компании сведения о пациентах, находящихся в опасном для жизни состоянии. За каждый такой сигнал медики получали вознаграждение, хотя это напрямую запрещено их должностными инструкциями. К счастью, "бизнес" прожил недолго. Однако за какие-то четыре месяца заведующий сотоварищи "слили" ритуальщикам данные о более 500 умерших и тяжелобольных людях.
Если же проект будет принят, найти концы - вычислить, где произошла утечка информации - будет гораздо сложнее.

Клиенты месяцами ждут

Страховщики считают, что доступ к врачебной тайне им необходим для выяснения нюансов по конкретному страховому случаю. Это, дескать, позволит принять объективное решение по выплатам. Кроме того, законопроект якобы снижает риск мошенничества со стороны недобросовестных клиентов. Пока же законодательство об основах охраны здоровья вводит жесткое ограничение на предоставление медицинских сведений третьим лицам, за исключением правоохранительных органов.
- Чтобы принять решение о выплате по страховому событию в рамках действия полиса от несчастного случая, страхования жизни и здоровья страховой компании, нужно собрать документы о состоянии здоровья клиента, причинах наступления заболевания, медицинские заключения о полученных травмах, сроках диагностики заболеваний, приведших к инвалидности или смерти и т.д., - рассказал представитель одной из нижегородских страховых компаний. - Все это требует времени, потому и решение о выплате страховки принимается не так оперативно, как хотелось бы клиенту. Порой, проходит до двух месяцев, прежде чем ему будет присуждена выплата.
- Когда клиент покупает страховку, то проходит процедуру упрощенного андеррайтинга (процесс принятия страхового риска), отвечая, как правило, на семь вопросов о том, не имел ли он каких-либо заболеваний, - отмечает гендиректор компании "Сбербанк страхование жизни" Максим Чернин. - Если происходит страховой случай и выписка показывает, что болезнь давняя, то страховщик должен проверить в медицинском учреждении, обращался ли клиент ранее по поводу этого заболевания. Однако только через 30 - 40 дней мы получаем ответ, что это является врачебной тайной.
В итоге страховщик просто не имеет оснований для выплаты…

Не тех защищаем

Однако далеко не все с энтузиазмом воспринимают возможное нововведение. К примеру, медики всерьез опасаются, что конфиденциальная информация сможет попасть не в те руки. Вице-президент национальной медицинской палаты Наталья Аксенова полагает, что если частные страховые компании получат доступ к врачебной тайне, то это может быть небезопасно для клиентов.
- Если такая практика будет применяться, то страховые компании должны иметь сотрудников, которые могут оценить правильность оказанной медицинской помощи, - подчеркивает Аксенова. - Кроме того, имея такое количество компаний, отследить соблюдение тайны достаточно сложно.
Их на самом деле много - крупных, которые у всех на слуху, мелких, которые известны ограниченному кругу людей. Кто может поручиться, что не предназначенная для широкой общественности информация будет надежно сохранена?
Президент "Лиги пациентов" Александр Саверский отмечает, что стоит подумать еще и о родственниках пациентов.
- Хорошо бы позаботиться и о них, поскольку сейчас они не имеют доступа к медицинской информации о своем родственнике, поэтому не могут проверить правильность медицинского заключения и оценить качество медицинских услуг, - считает глава "Лиги пациентов".
- В страховой договор компания должна вносить пункт о том, что если понадобится, она имеет право требовать доступ к медицинскому делу. В этом случае права и интересы гражданина не будут ущемлены, - говорит президент Союза адвокатов России Игорь Трунов. - Другое дело, когда в договоре об этом ничего не говорится, а компания начинает влезать во врачебную тайну и доставать оттуда материалы только на основании закона, - это вопрос болезненный, он вызывает вопросы.
Немало слабых мест в проекте видят и нижегородские эксперты.
- Проект не выдерживает никакой критики, - считает нижегородский юрист Валерий Смирнов. - Уж если сейчас, когда доступ к врачебной тайне имеют только правоохранительные органы, и есть масса криминальных примеров, то с допуском к тайне страховых компаний (а их великое множество) ситуация станет совсем неуправляемой. Беру навскидку первую попавшуюся страховую компанию, которая обещает большие выплаты. Там по "рискованной программе страхования жизни" при страховых взносах в 3000 рублей при наступлении смерти или инвалидности обещают аж 300 тысяч рублей - при том, что обычно такая выплата превышает страховые взносы лишь в десять раз. Но кто пойдет на мошенничество даже за такие деньги? Очень и очень немногие. А вот спрос на киллеров для тех, кому "жить осталось две недели", точно будет.
Законопроект разработан Минфином. По мнению финансистов, это позволит максимально быстро обеспечить выплату страховки, а также защитить компании от мошенников.
- В корне с этим не согласен, - добавляет юрист. - Страховку нужно выплачивать СРАЗУ после несчастного случая. И только потом, если возникли сомнения, вести проверку и возбуждать уголовное дело о мошенничестве, если будут веские основания. А до этого в отношении клиента должна действовать презумпция невиновности. А от мошенничества нужно защищать не страховые компании: их становится все больше, следовательно, они и так не бедствуют. Людей защищать нужно! В том числе и от страховых компаний.

Ольга СИНИЧКИНА. 

Комментарий

Марианна РАЖЕВА, главный специалист отдела мониторинга оказания медицинской помощи взрослому населению ГКУЗ НО "Центр медицинской инспекции":
- В соответствии с ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" не допускается разглашение сведений, составляющих врачебную тайну, за исключением случаев, установленных законом, при которых информация о пациенте может быть разглашена в целях сохранения жизни и здоровья пациента, обеспечения конституционного права гражданина на личную неприкосновенность, недопущения массовых распространений инфекционных заболеваний, отравлений и поражений, расследования несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, контроля объемов, качества и безопасности оказываемой медицинской помощи.
В связи с проведением расследования или судебным разбирательством в процессе исполнения уголовного наказания, в целях проведения военно-врачебных экспертиз информация о пациентах предоставляется только по запросам соответствующих органов.
Разглашение врачебной тайны возможно также при выдаче заключения о причине смерти и диагнозе заболевания следующим лицам: супругу, близкому родственнику (детям, родителям, усыновленным, усыновителям, родным братьям и родным сестрам, внукам, дедушке, бабушке), а при их отсутствии - иным родственникам либо законному представителю умершего.
Таким образом, специальным законодательством в сфере здравоохранения наложен запрет на использование медицинскими работниками сведений, составляющих врачебную тайну, в "своих", "корыстных" целях, в том числе и об умерших лицах, за исключением исчерпывающего регламентированного действующим законодательством перечня ситуаций, при которых такая информация может быть или должна быть предоставлена третьим лицам.
Во всех иных случаях медицинская организация в лице своих сотрудников, имеющих доступ к информации о пациентах, обязана соблюдать врачебную тайну до тех пор, пока гражданин или его законный представитель не дали письменное согласие на передачу этих сведений другим лицам.
Раскрытие врачебной тайны является нарушением профессиональной этики медицинских работников.

Любопытно

В США медики нарушают врачебную тайну, используя социальные сети. Опубликованное одним американским научным изданием исследование содержит примеры "сетевых сплетен" медиков-стажеров. Там они охотно делятся конфиденциальными историями болезней своих пациентов. Более половины из 78 медицинских институтов США заявляли о случаях непрофессионального использования информации студентами и ее публикации в Интернете. По статистике один из десяти таких случаев является грубым нарушением врачебной тайны. Чаще всего молодые врачи использовали блоги, куда выкладывали медицинскую информацию, достаточную для определения личности пациента. Многие медики использовали ругательства. Некоторые сообщения сопровождались фотографиями. В большинстве случаев нарушителям сделали неофициальные замечания и предупреждения. Однако были примеры, когда разглашение информации в Интернете привело к исключению болтунов из медицинского института.

А как у них?

С проблемой словоохотливых медиков сталкиваются и в США, и в Европе. Один из самых вопиющих случаев был несколько лет назад в Польше. В городе Лодзь действовала хорошо организованная преступная группа, состоящая из дежурных скорой, врачей, санитаров и водителей. Они, используя ряд проверенных приемов (подписание просьб о социальной помощи для организации похорон, требование содержать тело в морге до похорон и т.п.), продавали умерших пациентов конкурирующим между собой фирмам ритуальных услуг. За "доставку" каждого мертвеца врачам выплачивался значительный гонорар - около 300 американских долларов.
В результате проведенного расследования удалось выяснить, что некоторые бригады скорой использовали огромное количество наркотического вещества павулона. Предполагается, что врачи вводили это лекарство, обладающее расслабляющим действием, тяжелобольным пациентам, по сути убивая их.

Следите за нашими новостями в удобном формате