Свой взгляд на будущий облик Нижнего Новгорода предлагает архитектор Сергей Непомнящий

Свой взгляд на будущий облик Нижнего Новгорода предлагает архитектор Сергей Непомнящий

Ситуация с благоустройством некоторых центральных улиц Нижнего Новгорода давно набила оскомину жителям областного центра, и не только. Туристы, прибывающие в город на теплоходах, не могут не заметить уже ставший своего рода легендой синий забор на Нижневолжской набережной. А есть еще улица Рождественская по соседству, которая сейчас служит скорее автопарковкой, нежели городской достопримечательностью.

  • Все дело в пространстве

Известный московский архитектор Сергей Непомнящий, проработавший много лет в странах Азии, имеет представление о том, как сделать столицу Приволжья более красочной и комфортабельной. И это как раз тот самый случай, когда красочность не представляет собой заборы разных цветов. Это взгляд новаторский, если не сказать фантастический, но вполне реалистичный.
- Сергей Витальевич, вы приехали в Нижний Новгород для участия в экономическом форуме и, наверное, уже успели детально изучить город. Какие проблемы благоустройства и инфраструктуры вы можете выделить?
- Я изучал Нижний Новгород раньше и совместно с одной строительной компанией разработал макет по решению некоторых инфраструктурных проблем. Одно из самых живописных мест города - комплекс улиц Рождественской, набережных Нижневолжской и Федоровского - разделено потоком автомобилей. Есть и еще одно неудобство: возможностей перейти дорогу от Рождественской до речного вокзала всего три. Для такой протяженной улицы - это очень мало.
- И что делать в данном случае? Построить новые переходы?
- Этот вопрос более глобальный, чем кажется. Я считаю, что Нижний Новгород должен быть городом не только с историческими достопримечательностями, но и с технологическими. Нужно проложить некий мост от истории к будущему, объединить это все в рамках если не всего города, то хотя бы в рамках этого комплекса улиц.
- Что вы имеете в виду?
- Согласно моей теории, город должен развиваться, но не территориально. Мы должны всеми силами сдерживать увеличение его площади. Необходимо сохранить историческую ценность ландшафта. И самое главное, нужно обеспечить вертикальный рост города. Городские пространства - это конечный продукт, который нужно создать. При этом территория и городское пространство - это разные понятия. К примеру, территория - это то место, на котором стоит дом. А городское пространство - это все этажи данного строения. Таким образом, город должен стать многоэтажным - в прямом смысле этого слова. Сегодня Нижний Новгород практически одноэтажный.
- Можно поподробнее остановиться на понятии многоэтажности города?
- Допустим, есть некое строение, в котором имеется все: подземный паркинг, жилые помещения, офисы, прогулочная площадка на крыше. И если из этого здания можно будет попасть в любое другое - через мосты, туннели и виадуки, то это и будет та самая многоэтажность. Таким образом, мы сохраняем улицы, освобождая их от машин, и оставляя эти территории людям.
- Есть ли прецеденты такого развития?
- Сколько угодно! В основном в Японии, других странах Азии. Кстати, некоторые мои подобные проекты нашли практическое отражение в Поднебесной. И там, хочу вам сказать, проекты были еще более невероятные на первый взгляд.
Ничего невероятного
- Давайте поговорим о Нижнем Новгороде, и о комплексе Рождественской улицы в частности. Чего, на ваш взгляд, ей не хватает?
- Сначала скажу, чего здесь с избытком. Это, конечно, транспорт. Постоянный шум дороги, ошеломительное количество автомобилей не позволяют отдыхающим чувствовать себя там комфортно. Иначе говоря, не хватает пространства, все там теснится на поверхности земли. И катастрофически мало зелени.
- А разве возможно в рамках существующей инфраструктуры сделать эту часть города более просторной?
- Да. Казалось бы, ответ очевиден: отправить транспорт под землю. Но из-за грунтовых вод проводить такие работы здесь попросту нельзя. Одним из выходов из этой ситуации является подъем улицы. Я общался со специалистами, которые работали с технологией "подращивания" домов. Это когда на поверхности земли ставят бетонный завод с опалубкой, в нее заливается бетон, специальными домкратами здание поднимается, а в образовавшуюся нишу снова заливают бетон. Конечный продукт, таким образом, находится наверху, а снизу дома идет надстройка. Такой способ строительства активно практикуется в Италии.
- Звучит невероятно, честно говоря.
- Ничего невероятного тут нет. В середине XIX века город Чикаго за десять лет был поднят на высоту нескольких метров по такому принципу. Это было связано с тем, что город изначально развивался как маленькая деревушка. Когда он стал больше, встал вопрос о канализации. Поскольку город стоит на берегу озера Мичиган, нужно было поднять канализацию выше уровня сброса. Еще один пример - храм Всех Святых на Кулишках в Москве. Раньше это была высокая церковь, но постепенно она буквально вросла в землю. В настоящий момент проходит ее подъем, и уже загнаны под нее домкраты. Кроме того, в 30-е годы прошлого века в Москве таким же методом перевозили огромные здания с места на место. Причем это даже сложнее, чем просто поднять дом.

  • Цена подъема

- Объясните, как это будет выглядеть на нашем примере?
- Легко! Здания, располагающиеся здесь, поднимаются на 15 метров вверх. При этом снизу заливается не сплошной фундамент, а колонны. Это сделать еще проще, в Японии такие технологии применялись неоднократно. Существующая поверхность становится как бы нижним ярусом, в котором располагаются офисные центры, проезжая часть, парковки, развлекательные заведения, заведения общепита, даже станция метро. А верхний уровень становится пешеходной зоной с ландшафтными насаждениями. На крыше улицы, так сказать, будет история, а внизу - технологический прогресс. Таким образом, верхний уровень будет полностью соответствовать тому, что есть сегодня, но пространства станет гораздо больше.
- Не закроет ли подъем кремль и набережную Федоровского?
- Это не "спрячет" исторические постройки, столь ценные для нижегородцев.
- На момент подъема эти здания будут буквально отрезаны от жизни. Как быть с коммуникациями, с той же канализацией?
- В Японии дома на время работ не отключались от коммуникаций. Прокладывались временные схемы, и люди там особых неудобств не испытывали. В Чикаго было то же самое.
- Не могу не спросить про стоимость данного проекта.
- Работы по подъему одной улицы будут стоить около 1,5 миллиарда долларов. Деньги немалые, но один стадион в Санкт-Петербурге стоит примерно столько же.
- Учитывая не самое радужное нынешнее финансовое положение, вряд ли область или тем более город способны это потянуть.
- Здесь не нужны бюджетные деньги. В идеале это инвестиционный проект, поскольку самые дорогие квартиры будут располагаться там, как и элитные офисы. Новый уровень, нижний, даст возможность строительства жилых и офисных помещений на площади около 500 тысяч квадратных метров. Так что, судите сами, насколько это может быть выгодно для инвесторов.
- Сколько времени, по-вашему, потребуется, чтобы поднять улицу?
- Опять приведу в пример Чикаго. Если в XIX веке при наличии технологий того времени город подняли за 10 лет, то подъем улицы пройдет гораздо быстрее, думаю, от года до двух. К тому же делать это можно поэтапно, а не все сразу.
***
Насколько реально выполнить данный проект, можно сегодня только предполагать. С одной стороны, есть опыт других городов и стран. С другой - особенная ментальность нижегородцев, которые зачастую буквально в штыки воспринимают что-то новое, а также колоссальные финансовые затраты. Но радует то, что пусть пока в теории, но выход из перегруженности города транспортом все же есть. Осталось дело за малым - найти инвесторов.
Рафаэль МОРАЛЕС. Фото Руслана ЗЫРЯНОВА.

  • Справка "НН"

Сергей Витальевич НЕПОМНЯЩИЙ - российский архитектор. Родился в 1957 году. Закончил МАРХИ в 1980 году. С 1998 по 2013 год руководитель архитектурной мастерской "Сергей Непомнящий и Партнеры". Разработал метод архитектурной типологии и инженерно-технические приемы гелиотектуры - проектирования, обеспечивающего минимальное использование светоклиматических ресурсов для создания городских пространств с оптимальными условиями психологического и гигиенического светового комфорта. Разработал проекты сверхплотного развития территорий мегаполиса Шаньтоу (Китай). С 2013 года главный архитектор Института гелиотектуры. Автор концепций гелиокластеров для ряда территорий Москвы и других городов России.

  • А как у них?

В 1850-х годах американский Чикаго был поднят на несколько метров. Причем делалось это вручную, в работах была задействована почти половина жителей будущего мегаполиса.
Из недавних подобных мероприятий можно выделить подъем целого квартала в Шанхае в 2010 - 2012 годах. В работах использовались новейшие технологии. Как говорят архитекторы, главной причиной, по которой квартал решили поднять, было то, что этот исторический район со временем стал неприметен на фоне современных построек.

Следите за нашими новостями в удобном формате