Законы бывают разные, как и отношение к ним. Принимаются реально полезные и, по общему мнению, нужные обществу и государственной безопасности. Есть те, к которым складывается отношение как в принципе к полезным, но уверенности в этом нет. А некоторые, как недавно принятый пакет антитеррористических поправок в законодательство, инициированный депутатом Госдумы Ириной Яровой и сенатором Виктором Озеровым, сразу вызывают немало споров.
- Отомстить соседям
Напомним, Советом Федерации был принят так называемый "Закон Яровой". Направлен он, как утверждают депутаты и сенаторы, на усиление защиты россиян от угрозы терроризма и проявлений экстремизма. В частности, документ позволяет и даже обязывает спецслужбы прослушивать все телефонные звонки, иметь доступ к личной переписке граждан и получать данные о таких операциях, как скачивание или просмотр фильма, прослушивание музыки и содержание запросов в поисковой строке. Конечно, есть там множество других важных моментов, но именно эти положения и вызвали наибольшие споры.
Тех, кого уличат в экстремистской деятельности (а к таковой можно отнести даже, казалось бы, безобидный призыв к небольшому митингу), отныне будут не только судить, но в отдельных случаях - лишать гражданства. Кроме того, говорится в этом законе и о том, что гражданин, достигший 14-летнего возраста, будет нести уголовную ответственность за несообщение о готовящемся акте терроризма или экстремистской деятельности.
- Если говорить об этической стороне вопроса, возникает множество спорных моментов, - говорит нижегородский юрист Александр Барышников. - Самое главное, что мы реально можем вернуться в приснопамятные времена, когда сосед доносил на соседа, брат на брата. Как бы не стать нацией стукачей. Звучит грубо, но иначе не получается. Конечно, долг любого гражданина - сообщать о готовящемся преступлении. Но что делать с теми, кто имеет другой взгляд на власть и политический строй? Если они будут рассуждать об этом на кухне в компании друзей и эти друзья не сдадут их в органы, то сами могут быть привлечены к ответственности. Конечно, тут будет многое зависеть от того, что именно будет классифицироваться как экстремистская деятельность.
- На чьих плечах затраты?
Безусловно, с терроризмом и экстремизмом нужно бороться всеми доступными средствами. Но что делать, если средства эти недоступны? Одна столичная аналитическая компания обозначила предполагаемые последствия от принятого "Закона Яровой". Согласно одному из его положений, на операторов электронной связи ложится обязанность хранения записей всех звонков, SMS и текстовых сообщений, запросов в поисковых системах. К примеру, посмотрели вы фильм в Интернете, и этот факт должен быть зафиксирован. Очевидно, что для хранения колоссального объема подобной информации нужны дополнительное оборудование и соответствующие затраты. А что сделают операторы в этом случае, чтобы свои деньги "отбить"? Правильно, поднимут тарифы.
Кстати, руководители "большой четверки" - "Вымпелкома", "МегаФона", МТС, "Т2 Мобайл" - направили обращение председателю Совета Федерации Валентине Матвиенко с просьбой отклонить принятый в прошлую пятницу Госдумой антитеррористический пакет поправок. В своем письме главы компаний просят не допустить "беспрецедентного возложения на операторов дополнительной обязанности по хранению содержания сообщений связи, которое приведет к многократному росту тарифов на услуги связи для абонентов, деградации качества оказываемых услуг и остановке развития сетей связи на территории России". "По экспертным оценкам, на организацию хранения содержания сообщений потребуется свыше 2 триллионов рублей. Основная часть указанных затрат связана с созданием систем управления и поиска данных и идентификации сообщений, глобальной модернизацией сетей связи", - говорится в тексте обращения.
Далее, по мнению специалистов агентства, закупку всего необходимого оборудования и программного обеспечения будут производить, скорее всего, у китайских, корейских, американских и японских компаний, и далеко не за рубли.
Поскольку хранение информации будет осуществляться провайдерами, то доступ к личной информации будет не только у сотрудников спецслужб, но и у простых граждан. И некоторые из них, вполне вероятно, захотят ею воспользоваться, скомпрометировав кого-нибудь и вымогая взятку за неразглашение тайны. Да, это тоже уголовно наказуемо. Но под этот замес могут попасть и весьма состоятельные, платежеспособные люди.
Есть мнение и насчет бесполезности такой затеи, как хранение данных. Этот шаг подведет к тому, что большинство пользователей будет заходить в Интернет через специальные браузеры, информация с которых не считывается, или пользоваться защищенными мессенджерами, такими как Telegram.
И еще один важный момент. При реализации данного закона операторы сотовой связи не будут платить налог на прибыль, так как самой прибыли просто не станет. Как итог - отсутствие налогов от IT-рынка в России и существенное увеличение казны стран - производителей оборудования.
- Есть противоречия
Несмотря на то, что антитеррористический пакет законов был принят подавляющим большинством голосов, обнаружились и те, кто к его принятию относятся без восторга. Например, член Совета Федерации, бывший глава Татарстана Минтимер Шаймиев назвал поправки поспешными.
С критикой выступил и глава Минэкономсвязи Николай Никифоров, который заявил, что к осенней сессии Госдумы будут подготовлены новые поправки к закону. "Конечно, мы обязательно предложим эти поправки в правительство. И если оно с нашей позицией согласится, то эти предложения по корректировке законов внесет", - подчеркнул министр.
Совет по правам человека (СПЧ) направил обращение президенту Владимиру Путину с просьбой отклонить антитеррористический пакет. В обращении говорится, что это необходимо сделать ввиду "неконституционности, противоречивости и правовой неопределенности ряда содержащихся в нем правовых норм". В Совете отметили, что ряд положений нового закона противоречит Конституции и Уголовному кодексу РФ. В частности, по мнению СПЧ, снижение до 14 лет возраста наступления уголовной ответственности за ряд преступлений террористической направленности не основано на существующей правоприменительной практике, а внесение в УК РФ статьи "Несообщение о преступлении" - "юридически ущербно".
Новые требования к провайдерам, по мнению Совета, приведут к колоссальным непроизводительным затратам и росту цен и к исчезновению неприкосновенности личной жизни, гарантированной Конституцией, уточняет СПЧ. В связи с этим Совет порекомендовал вернуть законы в Госдуму "с поручением тщательно проработать каждую содержащуюся в них норму с широким участием экспертов и общественности".
Да, в вопросе обеспечения государственной безопасности нетрудно порой перейти границы здравого смысла. А между тем, учитывая наличие закрытых интернет-соединений, данный пакет непосредственно на безопасность влияет в последнюю очередь. А вот на наш кошелек - да. Поэтому остается надеяться, что все приведенные доводы получат определенное законодательно противодействие. А то и так уже тяжело дышится…
Рафаэль МОРАЛЕС. Фото Александра ВОЛОЖАНИНА. Коллаж Дмитрия АНДРЕЕВА.
- Справка "НН"
Законопроект, внесенный Ириной Яровой и сенатором Виктором Озеровым, с 1 июля 2018 года обязывает операторов связи в течение трех лет хранить сведения о фактах приема, передачи, доставки и обработки голосовой информации и текстовых сообщений, изображения, звука и видео. Самый "тяжелый" контент - содержание сообщений, изображение, звук и видеоинформацию - операторов обязали хранить шесть месяцев. Всю эту информацию также необходимо будет предоставлять по запросу спецслужб.
- Кстати
В Интернете по поводу "Закона Яровой" гуляет множество разных домыслов. Так, например, пользователь под ником Russian Prog высказался в том смысле, что данный законопроект вполне могли пролоббировать и сами операторы сотовой связи. "Зайдите в свой личный кабинет, посмотрите ваши SMS-сообщения - они все хранятся там. Вы сами имеете к ним доступ. А спецслужбы имеют доступ к телефонным звонкам. Думаю, что это просто хороший повод повысить цены, поскольку информация о нас уже есть", - подчеркнул пользователь.
- Тем временем
Мнение или искажение?
Председатель комитета Государственной думы по безопасности и противодействию коррупции Ирина Яровая уверена, что внесенный ею пакет антитеррористических законов, одобренный Госдумой и Советом Федерации, не дает каких-либо оснований для подорожания тарифов на связь. По ее словам, претензии операторов относительно затрат на хранение больших объемов информации совершенно необоснованны. "Закон не предлагает хранить информацию... Закон дает только право правительству РФ в течение двух лет определиться: а надо что-то хранить или не надо, в каком объеме, в отношении какого среза информации".
Яровая предположила, что распространенное мнение о подорожании услуг связи на фоне принятия антитеррористического пакета законопроектов - "это то искажение, которые есть в медийном пространстве". "Может быть, это желание просто повысить тарифы, и хочется найти какое-то удобоваримое основание", - добавила депутат.