Траты населения стали предметом пристального внимания правительства
Власти задумались над тем, чтобы ввести в России еще одну контрольную систему, на этот раз - за тратами граждан. Нужно это для того, чтобы вывести "серые" доходы людей на чистую воду, а затем обложить их налогом.
Дефицит нужно сокращать
Понять, что у человека есть спрятанные от государства финансы, теоретически просто: нужно посмотреть, как сильно он сорит деньгами и какая у него официальная зарплата. Несоответствие между двумя показателями подкинет фискальным органам дополнительную, но приятную работу по сбору средств с неплательщиков.
Действительно, бюджет испытывает острую нехватку средств, дефицит нужно сокращать (президент Владимир Путин требовал, чтобы он не превышал трех процентов ВВП, а с января по май разрыв между доходами и расходами достиг 4,6 процента ВВП), поэтому правительство ищет любые способы нарастить поступления в казну. Повышение собираемости налогов - еще один путь к балансировке бюджета.
Известно, что контроль над расходами россиян пока обсуждается на уровне идеи - никакого механизма (в том числе и наказания) правительство пока не придумало.
Федеральная налоговая служба (ФНС), очевидно, знает о финансовой жизни россиян вполне достаточно. При покупке квартиры сведения уходят в Росреестр, автомобиля - в ГИБДД. Оттуда налоговики получают все необходимые данные для анализа. Банковские счета физлиц тоже доступны для проверки. При этом на ФНС уже возложена большая ответственность за наполнение бюджета. 4 июля налоговики получили дополнительные полномочия: теперь они занимаются администрированием страховых взносов в Пенсионный фонд, Фонд социального страхования и Фонд обязательного медицинского страхования. С наполняемостью данных фондов возникали проблемы: они недополучали деньги - например, к началу 2016 года ПФР недосчитался 200 миллиардов рублей.
Самая большая трудность при контроле над расходами населения - понять, что потраченные деньги были именно "серыми". Ведь вполне вероятно, что человек приобретает квартиру или дорогую машину на накопленные за много лет деньги. С учетом этого крайне тяжело определить, где тут укрывание доходов, а где - крупные покупки за вполне легальный многолетний заработок.
Эффекта может и не быть
- Бюджет нужно спасать более эффективными расходами и искать, не как собрать больше денег, а как сделать так, чтобы было больше людей и предприятий, способных платить налоги, - считает Николай Калмыков, директор экспертно-аналитического центра РАНХиГС при президенте России.
- Cоздание подобной сверхсистемы контроля создаст не только сложности для граждан, но и потребует значительных вливаний на организационно-административные вопросы. Вместе с этим есть риски формирования неблагоприятного климата для активной трудовой и предпринимательской деятельности - соответственно, в качестве мультипликативного эффекта мы можем получить снижение производительности труда и предпринимательской активности, что также скажется на экономике страны, - утверждает эксперт.
Владимир Тихомиров, главный экономист финансовой группы БКС считает, что, скорее всего, контроль над расходами россиян не спасет бюджет. Создание системы мониторинга расходов потребует дополнительных средств из казны. Увеличение бюджетных доходов при этом не гарантировано. К тому же речь идет о сравнительно небольших суммах, которые даже при самой эффективной системе не смогут покрыть и 10 процентов бюджетного дефицита (ожидается, что в 2016 году он достигнет 2,36 триллиона рублей).
Попытки введения такого контроля предпринимаются время от времени в разных странах, но, как правило, от этого быстро отказываются. Причина в том, что такая система ориентируется на людей с более высокими доходами, а у них есть различные способы их скрыть - от зарубежных счетов до перевода бизнеса за рубеж.
По материалам СМИ.
Между тем
В потребительской корзине россиян осталось место только на еду, говорится в комментарии Банка России о динамике потребительских цен.
В феврале 2016 года доля продовольствия в розничных продажах фактически сравнялась с долей непродовольственных товаров. Это по мировым меркам много для среднеразвитой страны. К середине года доля продовольствия в розничных продажах превысила долю непродовольственных товаров, поставив новый рекорд.