Владимир Шахрин:"Не во всех песнях есть политический подтекст"

Владимир Шахрин:"Не во всех песнях есть политический подтекст"

Через четверть века музыканты вновь занялись чистотой великой реки

Их ждали. Им подпевали многотысячным хором. Как и более четверти века назад, на том же месте, "Чайф" вновь стал хедлайнером "Рока чистой воды", и повзрослевшие меломаны вели на этот концерт своих взрослых детей. Как только Владимир Шахрин появился за сценой, к нему бросились старые друзья...

Мама бы только посмеялась

- Владимир, вы снова в Нижнем, на площади Минина и Пожарского, играете на "Роке чистой воды". Нет ощущения дежавю?
- Ко мне подходит человек, который говорит: "Эй, привет, узнаешь меня? Я тогда в автобусе был оператором!". И я понимаю, что это был 25-летний парень, а сейчас - пятидесятилетний мужик, но в итоге я подхожу и улыбаюсь. Ощущения очень приятные! Я думаю, что Нижний Новгород достоин такого мероприятия!
- Что изменилось у вас за последние 25 лет?
- Отражение в зеркале изменилось. Это в первую очередь. Ну, конечно, мы за это время записали много альбомов, сегодня будем играть лучшие песни того времени и несколько новых.
- Трудно было тогда собрать такой рок-фестиваль?
- Ну конечно! Это же было абсолютное чудо того времени, ничего подобного у нас просто не существовало. Это был теплоход, на котором плыли исключительно музыканты, и у них была большая аудитория - дело для рок-команд в те времена практически нереальное. Это был уникальный тур, и многое на нем было впервые в истории русского рока.
- Во время оно вы выступали в концертах в поддержку Ельцина, снимались в фильме "День выборов". Приближается очередной день выборов. Вас не приглашали попеть, поагитировать за кого-нибудь?
- Нет, нет. Но я считаю, что на выборы ходить надо - хотя бы для того, чтобы потом не гундеть, что кто-то за тебя что-то решил. Свою позицию высказывать необходимо. Надо прийти. А там уже ваше дело, что вы сделаете в кабинке наедине с урной. Я лично хожу на выборы и голосую.
- А в песнях вы высказываете свою позицию?
- Ну, политические взгляды я держу при себе, а какие-то общие нравственно-культурные принципы стараюсь нести. Надеюсь, что они слышны.
- Не кажется ли вам, что в последнее время в рок-музыке стало меньше "рокового"?
- Это длинный разговор. В девяностые был некий миф, что рок-музыка связана исключительно с политическим протестом. В то время появились телеканалы и радиостанции, которые начали об этом говорить, и у нас, музыкантов, они выцепляли для своих эфиров исключительно политизированные песни. Но, между тем, мы играли достаточно энергичную позитивную веселую музыку, и политизированных песен было не так много. Да и вообще групп социальной направленности, как "Телевизор" (делает жест рукой в сторону сцены, где как раз Михаил Борзыкин что-то истово внушает зрителям), было очень мало. В моем сознании картина рок-музыки со временем абсолютно не изменилась. Creedence, Элвис Пресли, Led Zeppelin - какой там, к черту, политический подтекст? Весь протест в итоге касался ощущения внутренней свободы и формулировался так: "Я не хочу быть таким, как предыдущее поколение". В шестидесятые годы для послевоенной молодежи, которая не желала быть застегнутой на все пуговки, а хотела носить короткие платья и быть "как взрослые" - это звучало очень актуально. Но на данный момент, если сегодняшние двадцатилетние будут заниматься тем же самым, то есть протестом против поколения своих родителей, это будет выглядеть очень глупо. Если дочка скажет маме "Я не хочу быть как ты", та только рассмеется в ответ, потому что она сама гораздо больше знает о свободе и протестах, носила юбки короче некуда и танцевала гораздо более откровенно, чем дочка может себе представить.

Родом из кабака

- В Санкт-Петербурге открылся Музей русского рока. Изменилось ли в связи с этим ваше самоощущение, чувствуете ли вы себя эдаким "музейным экспонатом"?
- Я мало имею отношения к Санкт-Петербургу, потому что живу совершенно в другом "бурге". Я даже не был в этом музее. Поэтому мое самоощущение пока остается в норме.
- Так что же, Владимир, по-вашему русский рок?
- Это рок, который исполняют на русском языке (смеется). Конечно, у него есть некоторый национальный колорит, бытие в определенных русских музыкальных традициях. Все-таки массовая музыкальная культура у нас зарождалась по большей части на ярмарках, в кабаках, и поэтому в стране так популярен шансон. Потому в той же рок-музыке группы, в творчестве которых появляются элементы кабака или ярмарки, сразу же становятся дико популярны, пример тому - группа "Ленинград".
- Сейчас шансон теснит рок-музыку…
- А вы думаете, в девяностые было по-другому? Весь народ слушал кабацкую музыку и блатняк, и, несмотря на то, что рок тогда был на пике, он не был популярнее шансона. Никогда такого не было! Рок - это не массовая культура.
- Не так давно в вашей семье вновь произошло прибавление. Как вы себя ощущаете дважды дедушкой?
- Очень хорошо ощущаю! Просто великолепно! Стараюсь проводить с младшим внуком как можно больше времени. Мы всей семьей, девять человек, часто вместе ездим в отпуск. Недавно вернулись из Греции: арендовали там микроавтобус и с дедушкой за рулем, с песнями, везде катались.

Мария ФЕДОТОВА. Фото Александра ВОЛОЖАНИНА.

Справка "НН".

Владимир ШАХРИН - российский музыкант, лидер популярной группы "Чайф". Родился 22 июня 1959 года в Свердловске. Служил в армии в пограничных войсках, окончил строительный техникум. Годом зарождения команды "Чайф" Владимир считает 1976-й год. Автор неологизма "чайф" (от слов чай и кайф) - поэт и музыкант, участник первого состава группы Вадим Кукушкин. В 1984 году Шахрин получил неформальный титул "уральского Боба Дилана". Коллектив записал около тридцати полноформатных альбомов, принимал участие в фильмах "День выборов", "День радио", "Стиляги". В 1989 году Шахрин предложил идею экологического рок-фестиваля "Рок чистой воды".

Следите за нашими новостями в удобном формате