Все, кто чинит, возит, грузит, должны составлять договор
Сколько стоит новая ванна? Можно акриловую купить по стоимости от 5 тысяч рублей. Чугунная, эмалированная - дороже - 12 тысяч. Это, конечно, не считая всяких эксклюзивных, цена которых доходит до многих тысяч в разных магазинах. Добавить деньги за работу грузчиков, установку - можно ухитриться обойтись 7 тысячами. Пенсия небольшая, поэтому Мария Ивановна Шишкина решила ванну просто подремонтировать…
Она созвонилась с фирмой, телефон которой дала ей соседка.
Если бы пожилая заказчица сразу поинтересовалась ценой вопроса, то, скорее всего, отказалась бы от своей идеи. Такие работы стоят около 6 тысяч рублей, но с учетом возможных скидой и акций, бывает, все дела встают в 3500. Как обойтись малой кровью - не выясняла.
Дождалась заказчица мастеров, они все посмотрели и сразу взяли деньги - 4500 рублей - за новый сифон (1000), демонтаж - (1000), покрытие и работу.
Никаких договоров, как она утверждает, не подписывала. Думала, что этими затратами все кончится.
Когда работяги пришли конкретно чинить ванну, они запросили со старушки еще 1000 (снова за сифон) и 500 "потому, что покупают сами в магазине". Ремонт обернулся в 6 тысяч для пенсионерки, у которой вся пенсия чуть больше этой суммы. Когда она сказала, что ей это дорого, гости ответили, что могут все снять, сломать и уйти. Такой ответ лишил старушку дара речи.
В итоге не потребовала Мария Ивановна с мужиков ни товарных чеков, ни договоров, или хоть каких-нибудь бумаг. Почему - не знает, как не знала до сих пор даже названия и адреса фирмы, откуда приходили мастера.
В редакцию она пришла для того, чтобы поделиться горьким "опытом" с другими пожилыми людьми. В ее письме есть такие справедливые строки: "У многих людей нет никакого сочувствия к старикам. Они думают, что мы старые, и никуда звонить, писать заявления в полицию или в суд не станем, и им, молодым, все сойдет. Все, что я знаю - мастера зовут Николай, а работягу - Евгений… Хочется посоветовать другим пожилым людям: сначала нужно все узнать, потребовать лицензию на работы, договор, квитанции, чтобы не попасть, как я, впросак".
Мы легко узнали название ЧП и имя его директора, позвонив по названному Марией Ивановной телефону. Поинтересовались, сколько стоят работы, и вежливая девушка нам назвала именно те суммы, которые взяли с заказчицы мастера.
Директор ЧП "Ванна Акрил Центр" Андрей Павлов заверил редакцию, что не составить договор и не подписать бумаг его специалисты не могли, "это исключено". Бабушка, дескать, забыла.
Вера АРКАДЬЕВА.
Комментарий специалиста
Светлана КОРОЛЕВА, главный специалист отдела правового обеспечения Приокского района, ведающая вопросами прав потребителей, советует:
- Вызывая на дом мастеров, сразу заключайте договоры, в которых должны быть прописаны суммы, объем работ и сроки их выполнения. В последнее время к нам обращаются люди, вызвавшие продавцов товаров, услуг по объявлениям, расклеенным в подъездах, лифтах, на улицах. В данном случае заказчица вызвала реально существующую фирму, а некоторые умудряются оплатить услуги мошенников, которые после оплаты совсем не выполняются. Мы пытаемся помочь, составляем вместе с пенсионерами претензии в суд, если есть хоть какие-то документы. У Марии Ивановны их нет. В фирме должен оставаться второй экземпляр договора, но, судя по тому, что у заказчицы не спрашивали никаких данных паспорта, имени-отчества и фамилии, она, как утверждает, нигде не расписывалась, то и второй экземпляр, возможно, отсутствует. Вызывая мастеров, нужно проверить, есть ли лицензия, какова стоимость работ - все это можно найти в Интернете, но пожилые люди часто этого не умеют.
В каждом районе при администрации есть службы по правам потребителей, и когда возникают такие ситуации, мы можем проконсультировать и помочь.