Торты:мода на домашность

Торты:мода на домашность

Ни один продуктовый магазин без тортов не обходится. Но с ними, как с общественным транспортом: пока ждешь свой, другие мчатся мимо поминутно. А когда нужны они, то непонятно куда пропадают.

Tак и с тортами. На прилавках царит изобилие кондитерских чудес, а когда срочно понадобится, то мечешься: у одного цена не устраивает (ну не золотой же он!), у другого, что подешевле, мягко говоря, скромненький дизайн. Третий всем хорош, но хотелось бы продукцию от другого, может, более любимого производителя…
В общем, сознательный выбор без осадка неудовлетворенности в душе сделать довольно трудно. И это при том, что рыночное предложение тортов в Нижнем Новгороде и окрестностях уже несколько лет считается перенасыщенным! Производители ревниво относятся к конкурентам, всячески оберегают свои рецепты (патентуют, в частности), активно и иногда очень изобретательно борются за сбыт.
Но пока, к сожалению, рынок не соответствует ожиданиям потребителей. До сих пор невозможно купить любой первый попавшийся торт и быть уверенным, что не пожалеешь о выборе. Все равно ведь мало кто может похвастать, что пробовал "все торты мира" и способен на глаз отличить удачные от неудачных для конкретной компании. Да и у кондитеров что-то могло не заладиться, и поэтому способна разочаровать даже проверенная практикой продукция.

Легче запретить, чем изжить

Профессионалы по-разному оценивают ситуацию на рынке товарного предложения.
- В Нижнем Новгороде наблюдается перенасыщенность дешевыми тортами, которые надо было запретить как минимум уже лет 20 назад, - с долей шутки говорит Наталья Сауткина, директор производства тортов под торговой маркой "Мишель" ООО "Пищевая компания "Большая Волга".
Наталья Вячеславовна - и руководитель, и профессиональный технолог, имеет высшее образование по специализации "пищевое производство". Жила за границей. В частности, во Франции полгода проходила мастер-классы по тортам.
Наталья Сауткина хотела бы создавать продукцию для потребителя с доходами средними и выше среднего. Но ситуация на рынке в отношении ассортимента пока более жесткая. Производители волей-неволей придерживаются устоявшегося спроса.
- Но ведь торт - это праздник. И покупатель готов заплатить за торт выше среднего, - убеждена Наталья Вячеславовна. - Это уже среди нижегородцев очень распространено в отношении колбасы: многие выбирают более дорогую. Пусть меньше, чем вышло бы на ту же сумму той, что дешевле, зато более качественную и вкусную.
Торты, конечно, не продукт первой необходимости, как колбаса, зато это-то и упрощает задачу. Многое, правда, зависит от позиции производителей. Это влияет и на упаковку, и на дизайн, и на ингредиентный состав.
Однозначно, что в торте за 150 рублей за килограмм хорошего состава ожидать не стоит. Впрочем, такой цена может быть, например, в ходе рекламной акции. А вот 190 рублей за килограмм - это уже все-таки простор для кондитера и некие гарантии соблюдения ожиданий потребителя.

Красиво и полезно

Европейский дизайн, как казалось еще года три назад, в принципе не мог прописаться на нижегородских тортах. Просто потому, что в моде вот уже довольно долго лаконичное оформление. А всякие там пышности - нагромождение розочек, завитков и всяческих украшений - считаются не просто не актуальными, а устаревшими. Причем не первый год!
- Но бывает, именно обилие украшений - основное требование потребителей, особенно при заказе к торжественным событиям, - рассказывает Вероника Кузьмина, начальник кондитерского производства, одно время работавшая в престижном нижегородском ресторане "Робинзон", а сейчас занимающая руководящую должность в крупной производственной компании. - Европейский дизайн не особо в фаворе, он с трудом пробивает себе дорогу.
Но если дизайн всего лишь эстетика, то уж ингредиенты и вкусовые качества готового продукта - это еще и влияние на здоровье.
- За границей людям надоели сорбаты (консерванты. - Прим. ред.). Там потребители хотят свежие, натуральные продукты и не хотят сливок с минимум 20-дневным сроком годности, - говорит Наталья Сауткина. - Я недавно ездила в Швейцарию, Англию, по странам Скандинавии - везде очень популярны парфе и сметанные кремы, приближенные к домашним традиционным рецептам. А что касается взбитых сливок больших сроков годности, без которых в Нижнем Новгороде обходится мало кто из производителей, так их на Западе уже не едят!
Любопытно, что некоторые наши местные производители имитируют заграничные новинки, которые такими являются скорее виртуально, чем на практике. Например, в Нижнем Новгороде в продаже бывают торты с парфе (это такой слой нежного вкуса) а-ля по-итальянски. Но на самом деле в Италии именно такого парфе в помине нет.
Популярная домашность - это уже хит для кондитерского производства. И прежде всего это отказ от консервантов. В "черный список" попал даже такой самый безобидный из них, как сорбиновая кислота.
Консерванты - это отдельная тема. В пищевой промышленности они очень многое определяют, и для потребителей очень важно в них разбираться хотя бы поверхностно. Об этом мы еще обязательно напишем.

Отсев в торговле

По какому-то злостному умолчанию - нигде же об этом вслух особо не говорится - некоторые (дай-то бог, что не все) крупные торговые сети считают Нижегородскую область слабоватой в отношении "кондитерки". Вот и везут, представьте, в ту же "Мегу" торты аж из... Йошкар-Олы, из Самары! Даже порой не из Москвы, что было бы поближе и хоть как-то оправдывало ситуацию: ну, все-таки столица, продвинутые технологии налицо. Так нет - из Самары! Из региона, вполне сравнимого с нами. Мы-то чем хуже? Да и дегустации на Нижегородской ярмарке (на форуме "Россия единая", на агрофоруме) показывают, что местные производители способны на многое.
Итог известен всем, кто ходит в магазины. Купить достойный торт для торжества за пару минут почти всегда такое же чудо, как доехать без транспортных пробок в центр Нижнего Новгорода утром в час пик.
Подготовлено при содействии Натальи САУТКИНОЙ, директора пищевой компании "Большая Волга"

Следите за нашими новостями в удобном формате