В Нижнем Новгороде завершились съемки фильма о великом конструкторе

Одного роста с великим Ростиславом

Обогнать время киноактерам помогало порою чудо

У кромки воды внизу улицы Черниговской, до которой никак не доберется современная цивилизация, время повернулось вспять. «Вторая поволжская регата приветствует участников!», «В работе и в веселье первым будь!», «Придем к изобилию!», «Советское – значит отличное!»  - гласили кумачовые растяжки. Гармонисты, девушки с прическами «баранки», стильные пожилые дамы, пионеры, военные, музыканты духового оркестра – все они вместе составили живописную толпу, словно вышедшую из довоенных лет. Как оказалось, винтажная одежда нам крайне к лицу.

В погоне за «Ракетой»

 Так несколько дней снимали фильм «Обгоняя время» про гениального конструктора Ростислава Алексеева. В воскресенье съемки переместились на Чкаловскую лестницу, где снимали торжественные моменты ее открытия. Было очень жарко, а четвертого августа постоянно шел противный дождик. Но тем не менее, проникнутые ощущением причастности к ответственному процессу, нижегородцы старательно играли горьковчан и не отвлекались на погодные неприятности. «Выражаем огромную благодарность за участие в съемках! Это был нелегкий труд, но вы выдержали, справились, молодцы! Питерская съемочная группа очень довольна нижегородцами!», - эмоционально отреагировали молодые киношники, руководившие процессом.

На минувшей неделе в Нижний Новгород вновь приехала съемочная группа кинокомпании 26 FPS из Санкт-Петербурга, работающая над созданием фильма. Дело в том, что примерно 85 процентов материала для фильма уже отснято. Осталось самое «вкусное», самое главное – нижегородские виды, то есть Нижний Новгород в роли Горького, ну и, конечно, собственно Ростислав Алексеев и Николай Зайцев с супругами в контексте родных горьковских улиц, достопримечательностей, конструкторских бюро и речных берегов.

С журналистами встретились, в частности, креативный продюсер и актриса Дарья Циберкина, режиссер-постановщик Леонид Пляскин, исполнитель роли Алексеева Артем Быстров и исполнитель роли Зайцева Александр Андреев.

- Господа художники, подбирая актеров на главные роли, стремились ли вы прийти к портретному сходству с героями-прообразами, чьи лица достаточно хорошо известны?

Дарья ЦИБЕРКИНА: - Дело в том, что у нас фильм – художественный, и историческое игровое кино ни в коем случае не равняется документальному. Это даже не реконструкция событий. Да, мы взяли на себя ответственность рассказать историю вашего легендарного земляка и окружавших его людей, но сделать этих людей такими, какими они были в жизни, невозможно. Мы не делали ставку на внешнее сходство, на пластический грим и полное воссоздание лика героев – но старались, чтобы  были максимально переданы эмоции, внутренняя суть образа. Мы прочитали огромное количество материалов – и знаете, при некотором внешнем несовпадении внутренне наши актеры очень похожи на своих героев!

Леонид ПЛЯСКИН: - Так как в кадре проходит почти полвека, с 1937 года по 1980-й, мы, конечно, использовали возрастной грим. Состаривали актеров, «сушили» кожу: «Только не смешите, а то у меня сейчас все отлетит».

- Насколько известно, суда Алексеева сейчас не эксплуатируются, так что в связи со съемками речь шла даже об их реконструкции с помощью компьютерной графики. Удалось ли вам найти хоть что-нибудь?

Леонид Пляскин: - Мы нашли «Ракету», пожалуй, единственное судно Алексеева, которое еще на ходу. Она стоит в Карелии, в Сортавале, и до нашего приезда, кстати, провела там без движения много лет. На съемках она прошла несколько кругов, потом  закипела, задымилась... Товарищ артист, который находился на «Ракете», потом признавался: думал, что вот-вот потонем. Мы пытались догнать «Ракету» на спасательном суденышке, но, естественно, не догнали, потому что она очень быстроходная. Кстати, фамилия человека, который нам это судно предоставил, главного помощника капитана – Алексеев.

Кстати о случаях и совпадениях. В день, когда мы спускали на воду макет глиссера, был такой шторм, что паромы не могли попасть в порт и стояли на рейде. У нас сносило ветром всю аппаратуру и экраны, все на следующий день натурально заболели – но именно тогда, на глиссере, и родилась та самая команда Алексеева. Шторм нас сразу же объединил.

Личная история сбила прицелы

-  Артем, Нижний Новгород для вас – не чужой город. И вы играете легендарного горьковчанина. С какой долей ответственности вы подошли к этой работе?

Артем Быстров: - Со страшной! Плюс я впервые в своей актерской практике играю конкретного, реально существовавшего человека. Я стараюсь...

- Каким он был, Ростислав Алексеев, и каким человеком вы его чувствуете?

- Я прочувствовал его добрым семьянином, хорошим человеком и очень активным деятелем. Это очень сложно объяснить. Даже то что мы собрали и написали – это малая часть того чтобы всерьез раскрыть человека. Ведь его семейная, личная жизнь – это история самостоятельная, совершенно отдельная от судостроения.

Дарья Циберкина: - Личная история Алексеева нам несколько сбила прицелы. Изначально у нас была задача рассказать об Алексееве как о конструкторе, который сделал шаг в будущее, причем настолько далеко, что догнать его невозможно. Но, поняв, что у него происходило дома, какой у него был тыл, поняв и поразившись, как он ухитрялся находить время и энергию на творчество, мы размечтались создать когда-нибудь историю его жизни, отдельную от него как от конструктора.

- Где еще, помимо Санкт-Петербурга и Нижнего Новгорода, проводились съемки? Какие нижегородские достопримечательности должны войти в кадр?

Леонид Пляскин: - В связи с найденной нами «Ракетой» мы выезжали в Сортавалу. Планировались съемки в Москве, но по объективным обстоятельствам они отменились. По достопримечательностям: помимо Канавинского моста и Чкаловской лестницы – конечно, Сормово, «кухня» ЦКБ по СПК, база номер два на Троце.

- Вы не упомянул дом Алексеева на Большой Печерской…

- Дом Алексеева мы уже отсняли в Питере. Наш художник-постановщик создал в павильоне практически точную копию квартиры Алексеевых – с учетом размеров и расположения мебели в разные периоды, Татьяна Ростиславовна нам подробно рассказала об обстановке. Был момент на съемках, когда я просил не двигать шкаф, стоявший, на мой взгляд, достаточно удачно. Но оказалось, что подвинуть его необходимо, так как он в тот период располагался иначе. «Да кто знает о таких подробностях!», - пытался возражать я, но меня убедили в обратном и шкаф был поставлен «на место».

- Вы ведь снимаете в Нижнем не только ради достопримечательностей, но и для того, чтобы насытить кадр подлинными нижегородскими лицами?

Леонид Пляскин: - Конечно. Вообще в Нижнем Новгороде очень много талантливых людей, и потому мы решили не везти человеческий груз из культурной столицы, но снимать людей местных, специфичных, более естественных. Ежедневно проводим кастинги, отсматриваем претендентов на роли второго плана, на эпизоды. Я пока не могу называть фамилии, но скажу вам, что в съемках задействованы артисты практически всех нижегородских театров.

Теплая эстафета «от бабушки»

- Как вы решили вопрос с костюмами?

Дарья Циберкина: - У наших костюмеров два списка: «как у моей бабушки» и «как у моего дедушки». Мы немножко ограбили «Ленфильм»; благодаря нашей художнице по костюмам имеется возможность работать с коллекционерами. Естественно, пользуемся и услугами проката, но какие-то вещи пришлось шить. Практически все награды – ордена, медали, лычки – настоящие. Из большой любви и уважения к Алексееву коллекционеры позволили нам воспользоваться их базой.

Достаточно весомым оказался и наш вклад: Тёма снимается в так называемых лётных чулках - это кожаный комбинезон – моего папы и в рубашках моего дедушки. Татьяна Александровна отдала исполнительнице роли «своей мамы», Марины Алексеевой, мамин костюм и сумку.

Александр Андреев: - Я надел ремень своего дедушки, в котором он с войны пришел.

Дарья Циберкина: - Это не от бедности, просто такие вещи очень греют. По-другому начинаешь относиться и к кадру, и к тому, что в нем происходит, когда ты не с вешалки что-то похожее снял, но надел вещь, которую действительно носили в пятидесятые годы. Такие вещи имеют свою ауру, свою энергию...

Леонид Пляскин: - Да, ты только вспомни эти невероятные воротнички, которые постоянно на ветру поднимались, закрывая лица актерам, так что мы уже просто не знали как их зафиксировать...

Мария ФЕДОТОВА.

Фото Александра ВОЛОЖАНИНА и из группы «Обгоняя время».

https://vk.com/albums-125617241

 

Кстати

К юбилею конструктора, 18 декабря, планируется организовать самый первый показ всех четырех серий фильма в Нижнем Новгороде. «Мы хотим, чтобы в итоге получилось такое, хорошее советское кино, с надеждой, с посылом «не перевелись еще богатыри», что в нашей стране есть и гении, и созидатели. Хочется, чтобы в конце фильма было понятно: такие люди как Ростислав Евгеньевич и его друзья  бессмертны», - говорят создатели фильма.

Следите за нашими новостями в удобном формате