- Какое счастье, что я успела ее простить! - не уставала повторять Светка, как будто не замечая меня и пристально вглядываясь в нечто у меня за спиной, сквозь меня, в окно или в то, что за окном, или в то, что находится еще дальше, - в свое прошлое. - Два года назад мы путешествовали по Средиземноморью. В один из дней прибыли в израильский порт Хайфа, откуда нас, туристов, на автобусах повезли в Иерусалим. И вот там, по дороге к священному городу, наш разомлевший от жары, но неутомимый экскурсовод Миша сказал, что, поднимаясь на Голгофу, по пути Христа, мы, православные, должны мысленно попросить прощения у тех, кого когда-либо обидели, и простить тех, кто нам хоть однажды причинил зло…
Игорь
На теплоход Светка вернулась совершенно другим человеком. То ли такое ошеломляющее впечатление произвела на нее экскурсия - рассказ о жизни и распятии Христа, то ли в самом деле права истина, что человек простивший испытывает такое же облегчение, как человек, получивший прощение.
…С Игорем она познакомилась будучи замужем за своим одноклассником, уже их Дениске было три года. Светка пыталась сосватать его своей незамужней подруге, да "так расхваливала, что самой понравился", - со смехом будет вспоминать она потом. У Игоря в самом деле было немало достоинств: хорош собой, статен, умен, кандидат наук, завлаб, холост, не пьет-не курит… И еще одно достоинство обнаружилось в нем, когда он увидел Светку: его неукротимая настойчивость в преодолении препятствий. Влюбившись в Светку буквально с первого взгляда, он взял с места в карьер: "Выходи за меня замуж…" Светка противостояла этому напору… чуть больше трех месяцев: он был много старше ее и, видимо, знал путь к сердцу женщины. Через три месяца Светка, разведенная и счастливая, возвращалась из загса вместе с Игорем, своим новым мужем, в его дом, где их должна была ждать его мама, теперь уже Светкина свекровь.
Но Аделаида Павловна их не ждала и, открыв дверь на звонок, демонстративно, не проронив ни слова, удалилась на кухню. Только потом, убираясь в квартире, Светка обнаружила несметное количество склеенных чашек, смятую жестяную коробку из-под бритвы, расколотую раковину, разбитое стекло балконной двери… Постепенно она поняла, что Игорю приходилось преодолевать двойное препятствие: свекровь была категорически против их брака…
В первый же вечер, выбрав момент, когда Игорь вышел из комнаты, Аделаида Павловна устроила разбор полетов. Сгорая от смущения под ее цепким взглядом, невестка выслушивала откровения новой "мамы".
- У Игоря были такие партии, такие партии… В него была влюблена аспирантка из Москвы! А тут - без высшего образования, из рабочей семьи, да еще разведенная, с ребенком…
- Я была замужем, это ваш сын меня развел, - попыталась было оправдываться Светка, но, увидев, каким гневом наполнился и без того угрожающий взгляд, съежилась и уставилась в угол комнаты на какой-то замысловатый сервант, за стеклом которого поблескивала дорогая посуда.
- Сталин не любил, когда отводят глаза, - жестко произнесла Аделаида Павловна заключительную фразу, тяжело поднимаясь из-за стола и уступая дорогу вошедшему Игорю.
- Не бойся, я с тобой! - ободряюще подмигнул Игорь и прижал Светкину ладонь к своей щеке.
Через две недели, когда молодожены сообщили, что привезут от бабушки Дениса, свекровь дала последний бой:
- Папа бы в гробу перевернулся, узнав такое, - она хорошо знала, какие клавиши надо нажимать, общаясь с сыном. Поэтому, проговорив всю ночь, наутро Светка с Игорем спешно собрали вещи и вызвали такси. С этого начались их скитания по частным квартирам.
И хотя, покинув дом Аделаиды Павловны, Светка сразу сказала Игорю: "Я туда ни ногой", Игорь проявил волю.
Так бывает, когда мужчина долго терпит угнетение одной женщиной, то, освободившись от него, он начинает сам угнетать.
Ну не то, что бы угнетать…
- Как говорят англичане, любишь меня - люби мою собаку, - тихо, но твердо сказал Игорь, обняв жену за плечи.
Светка очень хотела быть счастливой и, скрепя сердце, смирилась.
"Хорошо, буду любить твою собаку", - про себя усмехнулась она.
Мама Игоря
Внешне все было нормально. Они приезжали к свекрови один раз в неделю, без Дениски. Светка каждый раз по дороге покупала цветы Аделаиде Павловне и коробку конфет: свекровь любила сладкое.
- Игорь в последнее время похудел, по-моему, ты его недокармливаешь, - с пристрастием вела допрос Аделаида. - Что ты готовишь на первое?
Она как будто не замечала, что сама Светка стала такая тощая со времени их с Игорем "свадьбы", что единственное выходное платье болталось на ней, как на вешалке. Ибо все хозяйство в их семье держалось на ее плечах, в то время как Игорь писал докторскую диссертацию.
- Ты должна создавать ему все условия, - строго напутствовала свекровь. - Не забывай, кто он у меня…
- Я создаю, - смиренно отвечала Светка. В конце концов она любила Игоря и очень гордилась, что он такой умный. У нее.
Наконец чудо свершилось. "Почтовый ящик", где Светка работала контролером, выделил им двухкомнатную квартиру.
Недели три Светка обживала новое жилище: мыла-чистила, подкрашивала, подклеивала, замазывала, вешала шторы. Когда квартира приобрела вполне цивильный вид, Игорь распорядился организовать пышное новоселье - "мама приедет".
Еще два дня Светка пекла и жарила. Наконец час пробил. Аделаида Павловна в сопровождении Игоря стояла на пороге. Невестка услужливо поставила перед ней домашние тапочки. Но та брезгливо отодвинула их носком туфли и попросила мокрую тряпку. Тяжело опираясь на Светкино плечо, вытерла ноги и, величаво неся свою седую голову, прошла в комнату.
Надо сказать, что Аделаида Павловна была в молодости очень красивой женщиной и в свои семьдесят сохранила остатки этой красоты, продолжая тщательно за собой ухаживать. Кроме того, она, по убеждению снохи, была женщиной мудрой и проницательной. И если Светка хотела что-то скрыть от нее, она выдумывала себе болезнь и в очередной раз отправляла Игоря в гости одного. Иначе свекровь все равно высверлит из нее каждую подробность.
- Можно половину нашего КГБ закрыть и оставить одну маман, - шутил по этому поводу Игорь.
Светка мне рассказывала однажды такой случай. Ее напарница в цехе, женщина недалекая и горластая, на всех углах жаловалась на свою свекровь.
- Такая дура, такая дура…
Светка как-то не выдержала и перебила ее:
- Твоя - дура? Тебе повезло. А вот моя умная…
Новоселье
"Новоселье" прошло спокойно и вежливо. Как всегда, Аделаида Павловна по ходу обеда привычно отпускала Светке замечания: икру надо подавать в вазочке, салфетки должны быть накрахмалены, а сок наливают в специальный графин… Впрочем, она даже улыбалась иногда, даже шутила. Светка старалась вовсю: подкладывала салат, после каждого блюда незамедлительно меняла посуду, листала перед гостьей альбом с фотографиями...
- Молодец, хорошо приняла свекровь, - первый раз в жизни похвалила невестку Аделаида Павловна, прощаясь и выходя в коридор. Светка была на седьмом небе. Теперь и у них с Игорем все наладится. А то в последнее время он такой замкнутый стал и даже как будто охладел к ней. Она чмокнула мужа в щеку: "До завтра!" Игорь уезжал вместе с мамой: "Пока провожу, совсем стемнеет…" Он, бывало, иногда ночевал у мамы.
И все будет хорошо - Светка мыла посуду и напевала: "Без меня тебе, любимый мой, лететь с одним крылом…"
А вечером позвонила Оля, соседка Аделаиды Павловны, с которой Светка успела подружиться. Они иногда вместе выгуливали собак: Оля - свою доберманшу, а Светка - кудлатую болонку Аделаиды Павловны. И Светка иногда даже забегала к ней, как в подруге… Обычно спокойная Оля говорила теперь торопливо и взволнованно:
- Свет, ты собирайся и поезжай к свекрови. Там у них гости.
- Какие гости? Ну и что? - Светка ничего не понимала.
- Весь подъезд уже в курсе. Тебя жалеют. Аделаида своему Игоречку новую невесту нашла - "из приличной семьи", говорит. Твой-то упирался поначалу, а потом "невеста" от них утром на работу уходила вместе с Игорем. Все видели. Сегодня, мне мама сказала, у них что-то вроде помолвки, невеста вместе с родителями приехала. Так что поезжай, не медли!
Никуда Светка, конечно, не поехала. Как сидела за столом с недомытой посудой, так и осталась сидеть, глядя в одну точку. Как текла вода из крана, так и текла. А в ушах все звучал назойливый мотив Аделаиды Павловны: "Не пара ты ему, не пара".
Послесловие
"Пока мы жизнью недовольны, она проходит мимо", - заметила как-то одна мудрая актриса. Те, которые умеют играть роли, знают про жизнь чуть больше. А этой истории уже больше десяти лет. Крутилось колесо судьбы как надо. Ушел-таки Игорь к другой женщине, через полгода переехали они в столицу. Но вскоре развелись. Аделаиду Павловну сын только звонками иногда баловал: в Москве сантименты непозволительны. И то ли от тоски, то ли от раскаяния стала бывшая свекровь позванивать Светке. Дальше - больше. Светка уже и замуж вышла, в третий раз, теперь, слава богу, удачно. Живет со своим Сашей, что называется, как у Христа за пазухой. Хоть и без степени он у нее и даже без высшего образования. Она и дочку ему родила.
Телефонные разговоры с Аделаидой Павловной по вечерам стали обычным делом. Об Игоре - ни слова, говорили про жизнь, про цены на рынке, про Дениску и малышку, про болезни Аделаиды Павловны.
Зачем это нужно было Светке, непонятно. Скорее всего, рассказывая про свою теперешнюю семью, Светка невольно мстила Аделаиде и получала удовольствие, смакуя бытовые подробности: ездили в Анталию отдыхать, Саша шубу ей купил песцовую, Дениска в университет поступил, вчера варила варенье из ананасов…
Свекровь молчала. Однажды сдалась:
- А у меня на кефир едва хватает, пенсия маленькая…
… Светка передавала ей "продуктовый паек", как она сама называла, через подругу Олю. Но встречаться с ней не хотела. Свекровь тихо благодарила за "подарки" и все просила приехать.
- Светочка, я плоха, может, не увидимся…
Но даже добрая-предобрая Светка не могла удержаться, все-таки она ей мстила…
- И все же она заставила меня к ней приехать, - рассказывает Светка. - Уже на кладбище. Мы из круиза вернулись, а на следующий день Оля звонит:
- Свекровь-то твою схоронили…
Светка нынешней весной на ее могиле посадила бегонии. Аделаида Павловна, говорит, любила их очень.
- Я так рада, что успела ее при жизни простить..! А недавно своего Дениса, ему уже девятнадцать, случайно с девушкой встретила - так взъерепенилась. Девчонка - ни кожи ни рожи. А мой-то красавец! Ну, думаю, придет вечером домой, я ему устрою… И вспомнила свекровь - остыла вмиг.
Все-таки она меня не только стол накрывать научила. Скоро уж сама свекровью стану, какой не надо быть, знаю от нее. А то, что дорогую цену заплатила за этот урок, так теперь уже все позади. Я же ее простила…
* * *
Об Игоре Светлана по-прежнему не обмолвилась и словом. Но от случайных знакомых знаю, что не заладилось у него в столице, вернулся он в Нижний и доживает теперь бобылем в маминой квартире.
Татьяна ЧИНЯКОВА.
Тел.419-67-79.