В Навашинском районе воду из артезианской скважины, что называется, пили да похваливали и собирались было наладить ее розлив в тару с тем, чтобы продавать. Роспотребназдор проверил воду и на скважину наложил запрет - законсервировал. Оказалось, что "фонит" водица - в ней несколько повышена доза радиации.
Рассказав об этом, начальник отдела надзора за радиационной безопасностью и физическими факторами Управления Роспотребнадзора по Нижегородской области Валерий Хасанов не случайно подчеркнул, что их служба повышенное внимание уделяет воде. Именно она два года назад стала причиной массового поражения нижегородцев гепатитом, и сегодня "водный фактор" называют как основной при массовом заболевании менингитом. Радиация в воде куда менее заметна, чем поражающие сразу вредные инфекции. Убивает живые клетки незримо и на первых порах нечувствительно для человека.
Пользуясь тем, что вода в наших ржавых водопроводных сетях содержит немало примесей, предприниматели предлагают ее из самых разных источников, не сообщая при этом, насколько она безопасна с точки зрения содержания в ней радионуклидов. Автономными источниками питьевой воды - теми же артезианскими скважинами - пользуются многочисленные владельцы загородных особняков, а, насколько она безопасна, большинство из них и не знает. Да только ли вода.
- Радиационный фон зависит от почвенно-географических условий. Естественный радиационный фон в нашей области на местности колеблется в среднем от 0,09 до 0,12 микрозивертов в час. Наибольший вклад в естественный радиационный фон вносит газ радон, - рассказывает Валерий Хасанов.
Угрозу могут представлять и стройматериалы, кирпич например, или ягоды, грибы - "лесные дары" могут накапливать естественную радиацию. А был еще такой случай. Привез предприниматель цветочные горшки из Киева. А они как зазвенят на таможне! Глина всегда содержит радионуклидов больше всех.
Ввозимые товары и продукты на содержание радионуклидов проверяют еще на таможне. Проверяют их и на местных рынках: 250 пищевых проб было взято в этом году. Пока все спокойно. Впрочем, ядерный реактор, взорвавшийся на строившейся подводной лодке "Красного Сормова", внес определенный дисбаланс в психологический настрой нижегородцев. И хотя прошло после аварии 37 лет, сормовичи поговаривают: радиации в районе побольше, чем в других.
- Это совершенно голословно, - отметает доводы Валерия Хасанов. - Тогда все радиоактивные отходы были вывезены на семеновский полигон. И о семеновском могильнике много россказней ходит, мол, там, в округе грибы-мутанты растут. Никакой утечки радиации с могильника нет. Он находится под жестким контролем органов санитарного надзора. Полигон выполнен из бетонных конструкций и обеспечивает полную радиационную безопасность. Вокруг пробурены скважины. Из них из ближайших колодцев берут воду на анализ, а также исследуют почву и растения.
Ежегодно в течение последних 10 лет составляется радиационно-гигиенический паспорт области. Раньше на нем лежал гриф "для служебного пользования", сегодня жители легко могут узнать, где притаилась "тихая смерть".
Валерий Сафиуллович достает паспорт с точным списком всех предприятий и организаций, работающих с источниками ионизирующих излучений. Среди них более 300 медучреждений: 70 процентов всей дозы облучения человек получает от природных источников, а 30 приходится на счет именно медицинской рентгенаппаратуры. Слабым утешением остается то, что замена устаревшей рентгенаппаратуры идет небывалыми доселе темпами: природный фактор как был, так и остается на первом месте.