В свете кризиса многие нижегородцы вышли на охоту за скидками. Стоки, ликвидации, акции, распродажи… Принято считать, что на всей этой кутерьме можно прилично сэкономить. Но так ли это?
Чтобы одеться, надо… раздеться
За хорошую скидку иные покупатели даже не против народ посмешить или предстать в глупом виде. К примеру, были случаи, когда "цивилизованные" европейские покупатели, следуя правилам распродажи, являлись в магазин в маскарадном костюме, приходили в неглиже или даже раздевались на кассе. У нас, по счастью, до таких крайностей дело не доходило. А вот прийти в наряде определенного цвета или с определенным принтом (рисунком то бишь) - такие "акции" отмечались и в России. К примеру, не так давно нижегородский зоопарк, по случаю прибытия туда двух зебр, пропускал бесплатно тех, кто явится в одежде в полоску. Так вот: похожие акции время от времени проводят и отдельные нижегородские магазины.
Интернет-магазины заманивают колоссальными скидками. Например, одна из таких торговых точек по продаже одежды обещает скидки до 95 процентов. Ну не абсурд ли? Получается, что товар отдается за чисто символическую цену? Однако не все так просто. Оказывается, скидка не разовая. Сначала изначально завышенная стоимость вещи "скидывается", скажем, на 40 процентов. И уже от этой новой стоимости можно "скостить" еще полцены. И только так: за 5 процентов начальной стоимости никто вам "барахло" не продаст.
Одна знакомая буквально подсела на такой интернет-магазин. Что ни день - там новая акция. Одна проблема: пока она жадничает, ожидает весомых скидок, к моменту акции ассортимент оказывается уже выхолощенным: ни ее размеров, ни понравившихся расцветок… Кроме того, часто приходит брак. Постоянные покупательницы постоянно жалуются, что "по рукам" гуляют одно и то же дырявое платье или ношеные туфли, к тому же заляпанные клеем.
Если говорить о продуктах питания, в ряде случаев за щедрой скидкой скрывается товар с заканчивающимся сроком годности. А еще одним из вариантов заманухи в последнее время стала броская надпись на упаковке из разряда: "+15 процентов бесплатно". Скажем, на том же шампуне или шоколадке. Немудрено, что наш народ сметает с прилавков такой товар, польстившись на "халяву".
"Трофейные" сосиски
И все же выгодная цена существует. Не так давно, к примеру, в одной из торговых сетей "выбросили" картошку свежего урожая за… 1 руб. 90 копеек. Правда, говорят очевидцы, больше пяти кило в одни руки там не отпускали… Систематически радуют скидками и специализирующиеся на продаже мяса птицы магазины. А в лифтовых кабинах появились рекламные листовки, обещающие скумбрию по 139 рублей и горбушу по 189 целковых.
Нижегородка Татьяна Баринова - одна из тех, кто регулярно отслеживает появление в магазинах скидок и акций.
- В основном, конечно, интересуюсь акциями на продукты. Не так давно, к примеру, купила сосиски за 120 рублей килограмм. Умом-то я понимаю, что мяса там нет. Но где гарантия того, что сосиски за 400 рублей окажутся лучше? И потом, это дело принципа. Согласитесь, на рынке вы охотнее купите товар у продавца, который взвешивает с походом или округляет цену в пользу покупателя. Как говорится, мелочь, а приятно. Так же и здесь. Неделю назад купила десяток куриных яиц, "нулевку", за 33 рубля. На рынке вообще торгуюсь до хрипоты. По аналогии с турецкими базарами. Год назад, помнится, привезла из Турции прекрасную кожаную юбку за бесценок. В пересчете на наши целковые вышло чуть больше 200 рублей. Сначала же продавец заломил такую цену! Хорошо получается экономить на покупке майонеза в "ведрах". Часто покупала и недорогой шашлык по акции. Еще люблю акции типа "покупаете два - третий товар в подарок". Таким макаром обычно беру консервы, мясные и овощные. Я регулярно просматриваю листовки со скидками из почтового ящика. Внимательно читаю рекламные плакаты в лифте и у подъездов, отслеживаю объявления по телевизору. Колготки я вообще только летом, в жару, и покупаю. Так дешевле.
Но самой выгодной, с точки зрения Татьяны, ее покупкой стал набор ножей (из шести штук) на деревянной подставке по 199 рублей. До акции они стоили 1999 "рэ", получается, что приобрела их охотница за скидками в 10 (!) раз дешевле. Еще один ее личный рекорд экономии - маленький телевизор для кухни за… 500 рублей!
- Бывает, конечно, и обжигалась по невнимательности, - делится Татьяна Баринова. - К примеру, купила по акции за 30 рублей сливочное масло, соблазнилась на большую скидку: до акции оно продавалось там за 120 рублей 200-граммовая пачка. Приобрела сразу четыре упаковки. А масло так себе оказалось… Другой раз польстилась на дешевизну и купила уцененный торт на последнем издыхании: в день покупки у него как раз подходил к концу срок годности. В итоге полторта с домочадцами одолели совместными усилиями, остальное пришлось выкинуть. Такая вот "экономия".
Ловушки для "экономистов"
По подсчетам социологов, в магазинах-дискаунтерах отоваривается 28 процентов населения. Еще 26 процентов опрошенных приобретают товары исключительно со скидками. Очень плотно на скидки и промоакции подсели жители крупных городов, и Нижний - не исключение.
Не так давно аналитики компании Synovate Comcon выяснили, что среди потребителей, которые прицельно ищут товары по сниженным ценам, большинство - молодые мужчины и женщины от 20 до 34 лет.
Как приобщиться к клану тех, кто знает где купить по привлекательной цене? За что стоит платить, а что - бесполезная трата? Как обойти ловушки магазинов? В этом мы и попробуем разобраться.
- Магазины могут снижать цены несколькими способами. Разовое снижение цены доходит до 50 процентов. При такой скидке товар расходится быстрее, если есть из чего выбрать. Однако такой сейл (распродажа, проще говоря) длится очень недолго. Часто магазины используют пошаговое снижение. Например, сначала скидка - 20 процентов, далее - 30, и так до 50 процентов в течение определенного промежутка времени. Это более выгодно магазину и подстегивает покупательский азарт, - консультирует нижегородский маркетолог Екатерина Пущина. - Что же касается скидок до 80 - 90 процентов, так не бывает. Торговать в убыток себе может, при определенных условиях, лишь частник. Ни поставщики, ни магазин работать за спасибо не будут. И, если хотите начистоту, нельзя экономить, что-либо покупая, ведь это все равно траты. Вот если вы откажетесь от покупки - тогда другое дело.
- Скидок и акций сейчас великое множество. К примеру, есть распродажи при ликвидации магазина или склада, - отмечает промоутер Ирина Князева. - Хотя в настоящее время используют такой рекламный ход, как перманентная ликвидация. Это может говорить о низком качестве товаров. Хорошие вещи не могут постоянно стоить дешево.
Есть ловушки, в которые запросто могут угодить охотники за скидками. Особенно если магазину начхать на свою репутацию. Наверняка вы замечали, что рядом с вещами из нового сезона висят порой и "потрепанные". Обратите внимание на ценники. Если, к примеру, видите на одежде несколько наклеек, не поленитесь, оторвите их. Может статься, за ними скрывается залежавшееся не один сезон платье. Да и в отделе бытовой техники можно нарваться на "отказник" - некачественный товар, от которого уже кто-то отказался и сдал его обратно. И еще об одежде: иногда люксовые вещи разбавляются откровенной подделкой, отличить которую зачастую может только профи. Так что если вашего размера в наличии не оказалось, а продавец клянется, что через неделю вещь привезут специально для вас, это 100-процентная подделка: фабрики не принимают заказы на персональный пошив. Как правило, это завуалированное предложение из местного ателье или со стамбульского рынка.
Помогут антидепрессанты
Игры с цифрами также очень популярны. Искусственно завысив цены перед распродажей, в дальнейшем можно и существенно их снизить. Например, до объявления распродажи на вешалке болталась блузка за 5000 руб. За несколько же дней до начала распродажи цена вдруг взлетает до 8000 рублей, после чего ее под видом 50-процентной скидки продают за 4000 руб. Таким образом, реальная скидка по факту составляет лишь 20 процентов. Другой способ надувательства - приуменьшить скидку в отличие от заявленной. Снижение стоимости на 12, 15 или 25 процентов покупателям сложно прикинуть в уме. На это и рассчитано. По факту же скидки часто оказываются на 2 - 5 процентов меньше, чем заявлено на броском красном ценнике.
"Спешите купить!", "Время акции ограничено!", "Финальная распродажа!", "Самые выгодные предложения только у нас!" - ну как тут не клюнуть?! А для некоторых людей эти слова являются сильнейшим стимулом к покупкам. Тем более сейчас, когда решающим фактором при принятии решения о покупке является не нужность товара или услуги, а цена или кратковременность периода проведения акции. Почему же так сложно пройти мимо скидок и акций? Психологи объясняют это ощущением потерянной выгоды.
Правда, у этой монеты есть и обратная сторона. Покупатель приобрел товар со скидкой, принес его домой. На какое-то время он чувствует себя этаким везунчиком, практичным и успешным человеком: день задался. А потом эта радостная дымка вдруг спадает, когда он вдруг осознает, что потратился на вещи или услуги, без которых вполне мог бы обойтись. Кстати, сейчас у психологов появилось в ходу новое выражение - "сейлзомания" (болезненное желание покупать вещи на распродажах). Его, кстати сказать, относят к разновидности психологического расстройства. Из этой же оперы и такое понятие, как "постшопинговая депрессия", которая выражается в пониженном настроении, связанном с утратой мотивации при приобретении вожделенной вещи. Психологи видят причину таких расстройств в низкой самооценке, одиночестве, депрессии и предлагают лечиться антидепрессантами.
Ольга АБРАМОВА. Фото Александра ВОЛОЖАНИНА.
Компетентно
Дмитрий СИДОРОВ, старший преподаватель, аспирант кафедры венчурного менеджмента факультета менеджмента НИУ ВШЭ в Нижнем Новгороде:
- Считаю, что на честных скидках и акциях можно неплохо сэкономить. Хороший пример - скидки на сезонные товары. Можно купить недорого очень приличные беговые лыжи в феврале-марте. Или затовариться строительными материалами для дачи осенью. Хотя чаще скидочная политика магазинов приводит к тому, что клиент и покупает, и денег оставляет больше. Если говорить о распродажах, то очень распространенные варианты - это "2 по цене 1" или "3 по цене 2". Соответственно скидка будет 50 и 33 процента. Если распродаются совсем остатки (старая коллекция, нет ходовых размеров), то может быть и кратная уценка.
Теперь о скидках до 90 процентов и более. Обычно подобные акции сопровождаются какими-нибудь ограничениями, и с их учетом (например, требование о покупке каких-то сопутствующих товаров) реальная скидка вряд ли превысит 20 - 30 процентов.
На продукты питания хорошие скидки бывают на товар, у которого скоро закончится срок годности. Бывает и просто некондиция, но ее обычно и маркируют соответствующим образом.
В любом случае никто не работает себе в убыток и у любой скидки есть причина. Поэтому если она объявляется на новый качественный товар, то, скорее всего, это способ завлечь покупателей. В другом месте те же вещи будут стоить столько же, только без всякой уценки.
Спрашиваете, можно ли жить на скидках и акциях? Можно. Только не в нашей стране.
Комментарий
Владимир РОССОХИН, кандидат экономических наук, доцент кафедры финансового менеджмента НИУ ВШЭ - Нижний Новгород:
- Да, естественно, скидка - это хорошо, тут даже комментария эксперта не требуется. Да, сэкономить можно - это тоже естественно. А вот дальше...
Сколько может составить реальная экономия - не берусь судить.
Могут ли быть скидки до 95 процентов? Не знаю, какая экономика у магазинов и каковы резоны (догадок много, но фактов никаких).
То же самое и по вопросу предельной скидки.
Может ли за скидками скрываться бракованный или некачественный товар? Если причина уценки - ненадлежащее качество - открыто указана, то это и не сокрытие вовсе, а открытая уценка.
Жить на скидках ну никак нельзя: просто товаров единовременно для жизни надо много, и купить их одновременно со скидками не получится, но разумная и существенная экономия возможна.
Мнения
Галина ПЕТРОВА, фрилансер:
- Я довольно часто езжу из Нижнего в Москву в командировки. В столице распродажи проводятся практически повсюду и ежедневно. Заработать на покупках и перепродаже там вряд ли возможно, но экономить семейный бюджет это позволяет. Я привожу из Москвы много нужного для себя, родителей, детей и родных. А вот две подруги-москвички совмещают работу с поездками за рубеж. Причем ездят они именно на распродажи. Например, в Германию. Там скидки бывают очень большие, поэтому можно оправдать и дорогу, и накладные расходы. Это не "челноки" девяностых годов. Подруги не спекулянтки и везут товары для себя и родных, в крайнем случае под конкретный заказ. Но и тут есть проблемы. И прежде всего это размеры одежды и обуви. Кстати, на нижегородских распродажах я частенько вообще ничего не могла подобрать даже для себя - выбор по размерам был крайне ограничен.
Константин КОЖИН, предприниматель:
- В экономию от посещения распродаж верю мало. Мои бабушки и дедушки несколько раз, несмотря на мои предупреждения, покупали "по дешевке" товары, которые не стоили и половины заплаченной цены. Но это результаты деятельности "коробейников", которые всучили моим предкам какие-то БАДы и приборы для лечения "всех болезней". На массовых распродажах откровенного мошенничества, разумеется, не встретишь. Но и хороших и вместе с тем недорогих товаров я не видел. Недавно, например, мне пришлось покупать кабель для установки видеонаблюдения у своего частного дома и гаража. Друг посоветовал съездить на базу. В итоге я сэкономил около полутора тысяч рублей. Не скрою и того, что очень многие продукты питания я покупаю тоже на базах, которых в Нижнем Новгороде, к счастью, хватает. Жаль только, что они, как правило, размещены вдалеке от основных транспортных магистралей.
Наталья КОРОЛЕВА, домохозяйка:
- На скидках и распродажах сэкономить можно, но мало. В нижегородских магазинах настоящих скидок нет. Есть необоснованно взвинченные цены, на товары по этим заоблачным ценам и сбрасывают 10 - 50 процентов. Никакой экономии от посещения этих распродаж я не ощущаю. Лично я вижу прок только от интернет-магазинов и совместных закупок. Но и тут наблюдаются негативные тенденции. Итоговая цена по совместным закупкам приближается, а порой и превышает магазинную.