Под колпаком лучше не суетиться

Под колпаком лучше не суетиться

Обнаружив за собой слежку, не думайте, что вы сошли с ума

"Еще при выходе из подъезда я ощутил на себе чей-то взгляд, который всю дорогу до автобусной остановки "прожигал" мою спину. Наконец, не выдержав, я остановился на перекрестке и внимательно посмотрел на преследователя. Тот встал как вкопанный и поспешил отвернуться. "Опер из "наружки", - мелькнула мысль. - Вот так "здорово" меня отпустили после задержания!"… И все-таки до конца не верилось, что за мной - сержантом полиции - коллеги приставили "хвоста". Может, после вчерашних приключений у меня просто поехала крыша? Нет, буду разбираться, что к чему", - решил я.

Наблюдатели от начальства

Об этом рассказал автору этих строк знакомый сержант полиции. Его друг детства, служивший на тот момент в армии прапорщиком, совершил тяжкое преступление. Перепив, он из ревности задушил свою любовницу и ненужную свидетельницу - ее 14-летнюю дочку, после чего поджег их квартиру и ударился в бега.
Сержанта Иванова (данные изменены) взяли сразу же. Всю ночь оперативники донимали его расспросами про дружка, а утром отпустили с извинениями, мол, кто же знал, что последние пять лет вы не виделись. Иванов действительно понятия не имел, чем беглый прапор занимался...
После столь бурной ночи сержант заехал домой, чтобы успокоить жену. Пришел, а та рыдает: в квартиру матери тоже приезжали, сначала из уголовного розыска - искали сына и его дружка-беглеца, а затем из скорой помощи - откачивать.
Успокоив, как мог, супругу, Иванов решил навестить мать того самого друга детства, чтобы окончательно прояснить ситуацию. Переодевшись в штатское, он вышел из подъезда и вот тогда на улице столкнулся с наблюдателями.
Сержант Иванов понял, что, несмотря на свои извинения, полицейское начальство ему не поверило и предположило, что сержант может привести оперативников из наружной службы наблюдения к своему дружку-беглецу.
Обнаружив, что он, возможно, под колпаком у "топтунов" (сотрудники наружной службы в одиночку не работают), сержант решил их проверить.
Он сделал вид, что садится в подошедший автобус, а сам, войдя в заднюю дверь, сразу же вышел через переднюю. "Хвост" заметался в "ЛиАЗе", но выйти уже не успел.
Тем временем сержант, вычислив среди прохожих и второго "топтуна", поступил с ним так же, как и с первым. Убедившись, что третьего сотрудника наружной службы к нему не приставили, спокойно сел в следующий автобус и поехал к матери друга детства. От нее Иванов и узнал, что стряслось с ее сыном, пока они не виделись.
После отправился в отдел полиции, чтобы встретиться с начальником отдела уголовного розыска, который всю ночь допрашивал сержанта, а утром, видимо, и устроил всю эту историю со слежкой. Иванов, не обращая внимания на протесты секретарши, решительно прошел в кабинет начальника угрозыска, занятого в тот момент совещанием. И прилюдно порекомендовав полковнику в следующий раз приставлять к нему более опытных сотрудников "наружки", он "поблагодарил" офицера за бессонную ночь своей жены, маленьких детей и больной матери и вышел, громко хлопнув дверью. После этого оперативники его больше не беспокоили…

Игры в прятки

Если уж к аттестованному сотруднику полиции опера приставили наружную службу, что же говорить о нас, простых смертных? Не заметишь, как органы "пришьют" тебе такое, что мало не покажется. В то же время стоит ли переживать, коли совесть чиста? И как вообще вести себя, если вдруг заметишь слежку?
За ответом мы обратились к нижегородскому адвокату Александру Кутыреву, который после службы в милиции работал и в прокуратуре, и в следственном управлении СКР по ПФО. Внимательно выслушав вопрос, наш собеседник скептически усмехнулся и заявил:
- Если вы заметили за собой слежку, то ни в коем случае не испытывайте свою судьбу, как это сделал сержант Иванов, а сразу же сообщите об этом в полицию, - порекомендовал Александр Анатольевич. - Объясню, почему. Своим опытом бессонной ночи сержант Иванов был обязан тому, что прекрасно понимал: оперативники и дальше будут им интересоваться. Понимал, и чем был вызван их интерес.
Поэтому, заметив за собой слежку, Иванов ни на секунду не сомневался, кто им интересуется, - полицейские из "наружки", которые в рамках своих полномочий обязаны были помочь операм из отдела угрозыска раскрыть резонансное преступление. Знал он и то, что это не бандиты, с которыми подобные игры могли закончиться не столь благополучно.
- Случись такое с обычным гражданином, он не сможет доподлинно знать, кто организовал слежку, - продолжает адвокат. - И главное - с какой целью. Поэтому, позвонив по телефону доверия нижегородской полиции 268-68-68, вы подстрахуетесь в том случае, если за вами следили не представители правоохранительных органов, а злоумышленники. И косвенно предупредите тех же полицейских (эта информация до них все равно дойдет), что вы обнаружили работу сотрудников "наружки" и сообщаете об этом потому, что скрывать вам от правоохранительных органов нечего.

Жулики тоже "пасут"

По словам Александра Кутырева, нельзя забывать и того, что в период отпусков в спальных микрорайонах любого города можно встретить сотрудников "наружки", которые скрытно охотятся на квартирных воров и другую подобную публику. А раз так, иногда нам с вами может показаться, что их интерес обращен именно на нас. Хотя на самом деле опера наблюдают за всеми подозрительными субъектами, появившимися в их поле зрения.
Поэтому не нужно этих оперативников сбивать с толку, ведь уводя "топтунов" с собой на остановку, мы фактически оголяем фронт борьбы с квартирными ворами. Чем те с удовольствием могут воспользоваться.
Нельзя исключать версию и того, что "пасти" нас с вами могут и сами жулики. Нижегородские полицейские предупреждают, как действовали многие из изобличенных преступных групп. Получив от своих наводчиков адрес семьи, в которой есть чем поживиться, преступники устанавливали слежку за квартирой, чтобы узнать распорядок дня членов семьи. И в один прекрасный день незваные гости спокойно, без лишних рисков и шума проникали в квартиру, чтобы забрать все, что им приглянулось.
- Поэтому "хороши" мы будем и тогда, когда обманемся с точностью до наоборот, приняв за оперативника наружной службы бандита, и начнем с ним игрища на тему "сейчас я докажу, что ты за мной следишь", - резюмирует Александр Кутырев. - Главарь шайки домушников его как раз за этим к вам и приставил, чтобы отслеживать передвижение по городу и заранее предупреждать подельников в случае вашего внезапного возвращения. Вот почему иногда и бывает важно оповестить полицию, если вы вдруг замечаете за собой странную слежку.

Константин ШИШАРИН. Фото bashny.net.

Между тем

"Топчутся" с царских времен
Служба наружного наблюдения в нашей стране появилась в 1938 году, хотя под названием "филерской службы" существовала еще при царе. До революции "топтуны" подчинялись охранным отделениям и были ориентированы в основном на слежку за революционерами. После установления советской власти "наружка" использовалась только чекистами, пока в НКВД не было создано сугубо милицейское подразделение, специализировавшееся на работе в криминальном мире.
Долгое время разведка именовалась седьмым управлением МВД - "семеркой". В 1991 году служба получила нынешний статус - Оперативно-поисковое управление МВД России.
Спектр деятельности у "наружки" довольно обширный. Это и скрытое наблюдение за фигурантами уголовных и оперативных дел, обеспечение действий по захвату вымогателей или разгону воровских сходок.

А как у них?

Под особое внимание
Полиция США осуществляет скрытое наблюдение за лицами, ведущими сомнительный образ жизни. Особо внимательно - за теми, кто уже совершил преступление, но был выпущен до суда под залог. И если тот продолжает поддерживать преступные связи, пытается уничтожить следы и орудия преступления, воздействовать на потерпевших или свидетелей, то ведется фиксация этих действий. Собранные материалы потом используются в расследовании преступления и в судебном разбирательстве.
С 1971 года полиция Нью-Йорка использует новое подразделение для борьбы с уличной преступностью. Загримированных под обычных прохожих, бродяг или попрошаек сотрудников стараются внедрить в наиболее криминогенные точки города, откуда они ведут наблюдение за криминогенной обстановкой и передают коллегам данные, куда в первую очередь необходимо направить автопатрули или вертолеты со спецназом.

Следите за нашими новостями в удобном формате