Правда, особого национального колорита автору заметки уловить не удалось (наверное, по причине незнакомства с португальской культурой вообще). Но в любом случае это высококачественное, свободно конвертируемое современное искусство.
Не только мне, но и, думается, многим прочим гражданам о Португалии известно в целом не очень много. Навскидку: портвейн и Васко да Гама. Кто-то, может, вспомнит томик Камоэнса, по которому изучал язык жюльверновский Паганель. Что же касается современного португальского искусства - увы. Так что "арсенальная" выставка (она называется "De dentro - В глубину") интересна уже самим фактом своего появления в Нижнем Новгороде.
Шестеро художников, произведения которых представлены в экспозиции, официально признаны в качестве лучших представителей сегодняшнего португальского искусства. Они представляли Португалию на крупнейшем международном смотре contemporary art в Венеции (Жулиау Сарменту, Жорже Молдер, Жоау Пеналва, Педру Кабрита Рейш, Элена Алмейда). Шестой художник, Руй Шафеш, участвовал в биеннале современного искусства в Сан-Паулу. Концептуальное "В глубину", вынесенное в заголовок проекта, четко реализуется в глубокой многосмысленности - принятой в современном искусстве.
Женщина в черном тяжко и выразительно ползает на коленях по залу, буквально не находя себе места (Елена Алмейда "Опыт места II"). В определенный момент звучит ария Орфея из глюковской оперы "Орфей и Эвридика". Вспоминается начало ученичества Карлоса Кастанеды (поиск "своего места"). Вот она же, художница Алмейда, на фотографиях - ("Я здесь"). Место найдено, но почему-то счастья в глазах нет, даже наоборот. Глубина самоидентификации на плоскости?
Когда-то в ледяную глубину Байкала провалился поезд. Об этом и многом другом в течение часа нам повествует мягкий голос рассказчика. (Жуау Пеналва "336 рек"), а мы все это время словно сидим на скамеечке в городском парке, расслабленно наблюдая за шевелящейся на ветру растительностью. Байкалу - 25 миллионов лет, и глубина - километр. Это de dentro - хронофизическое и ментальное (с погружением в глубины детских воспоминаний).
Вот Три "Праха" (Руй Шафеш, фотографии авторских скульптур). Материалом для одной из скульптур ("Счастье переоценено III") стала пара костылей, для других - кажется, какой-то медицинский инструмент. В любом случае все три работы глубоко экспрессивны.
Глаза в глаза посетителю выставки с больших, практически в масштабе человеческого роста, фотографий напряженно смотрит мужчина (Жорже Молдер "Человеческое состояние"). Однако при отчаянно выразительной жестикуляции его лицо неизменно. Глубины взаимопонимания?
Измазанная краской и подсвеченная неоновой лампочкой доска называется ни больше ни меньше "Московская работа" (автор - Педру Кабриту Рейш). Дабы не утонуть в глубинах интерпретации, предоставим слово автору и попытаемся прочувствовать всю глубину эволюции бывшего живописца. "Мне не нужны банки с краской, кисти и холсты. То, что мне действительно нужно, так это парочка молотков, гвозди и шурупы".
Три разновидности "Паразита" Жулиау Сарменту одинаково элегантны, и не очень-то вяжущееся с серо-белой стильностью название, наверное, раскрывает глубину самоиронии. В каждой работе неизменно присутствует фрагмент удобного дивана (на котором, вероятно, возлежит собственно герой-паразит, то есть обыкновенный бездельник, то есть, может, и вообще художник).
В двух "малых залах" Арсенала ждет бонус: проект "Зал зеркал", он же видеопрограмма от молодых португальских авторов. "Зеркальный зал", запросто вобравший в себя демонстрацию многообразного видеоарта, видимо, призван уравновесить и дополнить торжественный эпос шестерки описанных выше тяжеловесов. Там показывают дискотечное мелькание сгустков энергии, мытье под виртуальным душем, сидение в виртуальном кресле и прочие удивительные вещи.
Выставка работает ежедневно (кроме понедельника) до 20 июня, с 12.00 до 20.00. Вход, как обычно, свободный.
Мария ФЕДОТОВА.