Выборы состоялись, и теперь, наверное, можно поговорить о том, как в дальнейшем проводить их, чтобы решительно всем было комфортно голосовать.
Рассказы пенсионеров о работе избирательных участков с разных концов мегаполиса во многом сходятся.
- На нашем участке, что был расположен в школе 29, пожилых людей, да и всех других, ждал сюрприз, - говорит Лилия Смирнова. - Голосование шло в электронной форме. Никаких предупреждений об этом по почте в близлежащих домах не получали. В коридоре молоденькая девушка "учила" старушек нажимать на кнопки. У многих страх перед компьютером был таков, что палец не попадал в нужный квадратик. От волнения руки дрожали, были и те, кто повернулся и ушел.
Плакат с фотографиями кандидатов и мелким шрифтом висел высоко и в полумраке, но туда никто и не смотрел, нужно было думать, как за одну минуту научиться голосовать.
Привычных кабинок, где можно успокоиться и сосредоточиться, не было. На глазах у всех, в том числе и под камерами наблюдения, делали свой выбор.
Появились вопросы, которые поздно было задавать. Почему самой многочисленной части электората - тем, кому за 50, не оставили альтернативы, не дали возможности желающим проголосовать старым способом? Почему загодя не "разжевали" все по телевизору в местных новостях, не раздали открепительные талоны, чтобы люди могли уйти на другой участок?
- Мне 90 лет будет на следующий год, - возмущалась старая актриса Ольга Треймут, голосовавшая с дочерью в школе № 30 на Радужной. - Я прошла войну, и никакой техники не боюсь. Компьютеры, нанотехнологии, обязательно должны входить в нашу жизнь. Но разве так? Уважение к себе как-то хочется видеть. Мне заменили хрусталики глаз, и за эти инновации я благодарна молодым, но и "новыми" глазами ничего от волнения на экране не могла разглядеть. А ведь многие приходят без помощников. Обучаться, стоя в коридоре, как двоечница, я не желаю, это нужно было делать за полгода до выборов.
- Дня за два до выборов в наших почтовых ящиках, как обычно, появились листовки-приглашения от участковой избирательной комиссии, - пишет в редакцию другая пенсионерка, Валентина Абрамова. - Убедившись, что голосовать будут там же, где и в прошлый раз, многие избиратели, говорят, дальше и читать не стали. Но я все дочитала. "Сообщаем, что на вашем избирательном участке будет проводиться голосование с использованием комплекса электронного голосования (КЭГ)". Подумала, пусть, используют, сейчас всюду электроника, как же без нее обойтись?
Каково же было мое удивление, когда член комиссии выдал мне бумажечку величиной с магазинный чек, и отослал к компьютеру. А где гарантия, что этот "чек" - в единственном экземпляре? Не скрою, что перед незнакомой аппаратурой растерялась, хотя много лет пользуюсь ПК и с проблемами до сих пор справлялась сама. А как тут быть, не знала.
Моя знакомая, учительница - пенсионерка, голосовавшая в школе № 1, где тоже был КЭГ, рассказала, что все-таки подошла к аппарату. Но кнопки за нее нажимала член участковой комиссии! Причем надписи на экране мелькали так быстро, что она даже не совсем поняла, кому отдала свой голос.
Для всякого новшества должен быть переходный этап, говорят обратившиеся в редакцию читатели.
Вера АРКАДЬЕВА.